СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ
Юрий Николаевич Ерофеев
В печати постоянно появляются статьи о неопознанных летающих объектах. Интерес к ним подогревается всевозможными слухами, рассказами людей, якобы своими глазами видевших НЛО. В одной из таких историй я уже давно пытаюсь разобраться.
Как-то мне на глаза попалась заметка об обстреле нашим зенитно-ракетным комплексом во Вьетнаме "летающей тарелки". Писали примерно следующее: в конце 60-х годов столицу Северного Вьетнама от воздушных атак американской авиации оборонял корпус ПВО - девять зенитно-ракетных бригад... В корпусе - от командира до солдата - только советские военнослужащие. Дивизионы располагались на удалении 25-30 км от города. Июльским вечером над позицией завис огромный дисковидный корабль. Диаметр его был более 300 м, так определили ракетчики. "Летающая тарелка" появилась внезапно и совершенно бесшумно на высоте примерно 10 км. По системе опознавания "свой - чужой" тут же был направлен запрос. Однако объект на него не среагировал. Комбриг немедленно связался с командным пунктом корпуса и доложил о необычной воздушной цели - у американцев подобных воздушных кораблей не было. Оттуда через несколько минут поступил приказ: открыть огонь на поражение. Из пяти дивизионов бригады, в зоне захвата которых оказался космический пришелец, огонь открыли три, выпустив десять ракет. Однако к огромной досаде и изумлению военных специалистов все они взорвались с большим недолетом. Ракетчиков охватило чувство тревоги, беспокойство. В это время серебристый диск направил на один из стрелявших дивизионов тонкий, как игла, голубой луч. И весь дивизион - три пусковые установки, радары слежения, станции наведения ракет - был превращен в груду оплавленного металла... Больше ни одной ракеты, естественно, по грозному незнакомцу выпущено не было. А он беззвучно и быстро, как и появился, исчез в пространстве.
Напечатана эта статья была в одной из наших "толстых" газет. Как сейчас помню разворот, на котором она была помещена, шрифт и другие детали. Но записывать тогда название и номер газеты я не стал - тема все-таки была далека от моих прямых интересов. А дальше случилось нечто необъяснимое: я уже несколько лет ищу эту статью: звоню в редакции, листаю подшивки "толстушек", в которых публикация представляется мне наиболее вероятной, лист за листом, год за годом - и не нахожу никаких следов публикации. Ищу через Интернет - результат тот же. Статья как будто исчезла. Однако отклики на нее со скептическим отношением к этому событию попадаются.
Какой зенитно-ракетный комплекс стоял на страже столицы Северного Вьетнама, в статье не говорилось. Но мы-то все знали: там были зенитно-ракетные комплексы (ЗРК) Б. В. Бункина. И мне очень хотелось именно от него узнать, достоверна ли вся эта история.
Ю. М. Перунов (справа) и автор статьи
на заседании базовой кафедры N 333 МГИРЭА
при ФГУП "ЦНИРТИ им. академика А. И. Берга"
И вот осенью 1995 г. такой случай мне представился. Как-то уже после окончания рабочего дня я находился в кабинете генерального конструктора аппаратуры радиоэлектронной борьбы Юрия Митрофановича Перунова. Зашел дежурный и доложил, что в кабинете директора, Алексея Николаевича Шулунова, сейчас сидит Борис Васильевич Бункин, который приехал на встречу с Шулуновым. С Алексеем Николаевичем они созванивались, но тот что-то задерживается и знать о себе не дает. Юрий Митрофанович промолчал. Когда "ночной директор" вышел, я сказал:
Борис Васильевич Бункин
- Юрий Митрофанович! Как-то неудобно получается: Бункин - и ожидает в одиночестве. Вы как хотите, а я думаю все-таки пройти в кабинет Шулунова: хоть поприветствовать Бориса Васильевича, немного поговорить, а тут, глядишь, и Алексей Николаевич подъедет. Ведь раньше, во времена директорства Ю. Н. Мажорова, и речи быть не могло, чтобы Бункина заставляли ждать. Да он просто и не приехал бы: сказал бы Юрию Николаевичу: "Приезжайте ко мне". А сейчас, видите ли, "новые экономические отношения"...
Алексей Николаевич Шулунов
Б. В. Бункин - в далеком прошлом работник "сто восьмого", НИИ-108, как тогда именовали наш институт. "Особым решением секретариата ЦК в КБ-1 направляется "тридцатка" - тридцать специалистов из разных организаций Москвы и Ленинграда, персонально отобранных С. Л. Берия, А. Н. Щукиным, А. А. Расплетиным... Из ЦНИИ-108 (ЦНИИ-108 и Совет по радиолокации, а затем и 5-е ГУ МО размещались в одном здании и тесно взаимодействовали между собой) Щукин и Расплетин через "тридцатку" перевели в КБ-1 Б. В. Бункина (после скоропостижной смерти Расплетина в 1967 г. - его преемника на посту Генерального конструктора)" - так излагается этот, ставший уже легендарным, период биографии Бориса Васильевича в [].
Работы по созданию кольца постов зенитно-ракетного оружия вокруг Москвы были начаты, как видно из приведенных строк, еще Александром Андреевичем Расплетиным. Он, будучи начальником лаборатории "сто восьмого", сконструировал принципиально новый для того времени тип радиолокатора. "Созданный Расплетиным в ЦНИИ-108 радиолокатор разведки наземных целей обнаруживал их и определял координаты путем линейного сканирования его рабочего сектора - периодического равномерного перемещения в азимутальном направлении узкого луча станции. Направление на цель при этом определялось по положению луча при приеме радиолокатором отраженной от цели пачки эхо-сигналов. За эту работу Расплетин и его сотрудники по ЦНИИ-108 были удостоены звания лауреатов Сталинской премии. Вместе с ними звания лауреата был удостоен участник этой разработки от ГАУ МО известный военный инженер Н. Н. Алексеев, впоследствии маршал войск связи, заместитель министра обороны" []. Эти идеи построения радиолокатора легли в основу расплетинского видения будущей системы противовоздушной обороны Москвы.
"Уволен по переводу в КБ-1. 7/Х-1950 г.", - сказано в сохранившейся личной карточке Б. В. Бункина из архива Отдела управления персоналом ФГУП ЦНИРТИ [].
Время работы в КБ-1 стало эпохой "звездного взлета" Б. В. Бункина - Героя Социалистического Труда, академика РАН. Он участвовал в создании всех вышедших из стен предприятия, постоянно совершенствовавшихся зенитно-ракетных комплексов: С-25, С-75, С-125. Работы по "длинной руке" - ЗРК С-200 - он вел сначала как начальник ведущего по системе тематического отдела, потом как руководитель ОКБ, бывшего "расплетинского". А С-300, одну из наших последних систем данного профиля, впитавшую достижения микроэлектроники, вычислительной техники, работ в области фазируемых антенных решеток, он возглавлял уже как Генеральный конструктор. В 1993 г. возможности системы, в том числе стрельба по самолету-мишени, были продемонстрированы на международной выставке вооружений в Абу-Даби []. С-300 обеспечивала "поражение самых разнообразных средств воздушного нападения на всех высотах, включая предельно малые" [], и спрос на нее на международном рынке не снижается.
Сохранившаяся карточка отдела кадров о приеме Б. В. Бункина на работу в НИИ-108
И вот сейчас Б. В. Бункин - передо мной. Единственный знак отличия - пятиконечная звездочка Героя Социалистического Труда - поблескивает на лацкане его коричневатого, в искорку пиджака. Сразу после приветствия я перешел к расспросам:
- Борис Васильевич, - обратился я к прославленному Генеральному конструктору, - несколько минут в нашем распоряжении есть, и я хотел бы узнать у вас о случае, описанном в одной из наших газет (я пересказал ему изложенную выше историю с обстрелом "летающей тарелки").
Он, не перебивая, выслушал меня. Потом, после паузы: - Я, Юрий Николаевич, эту газетную статью не видел. Но могу сказать следующее: ракеты - это все-таки "растрачиваемые" объекты; ракета может и взорваться с недолетом, и промахнуться, и даже самоликвидироваться, и такое случается. Отчетов об их расходовании к нам не поступает. А вот потеря зенитно-ракетного комплекса - это все-таки заметное событие, даже в масштабах такой крупной войны, как война во Вьетнаме. Информацию об этом мы должны были бы получить. Но не получали. Гибели комплекса, вероятно, сопутствовала и гибель личного состава, но никаких сведений об этом тоже не было. Так что в целом я отношусь к данной информации с большим недоверием...
И все же я продолжал попытки отыскать упомянутую газетную публикацию. В Интернете нашел текст статьи А. И. Докучаева [], а потом и газету с ней. Сверив ее с интернетовским вариантом, понял, что авторская концепция и содержание совпадали с тем, что когда-то попалось мне на глаза. И хотя это была, конечно, совсем другая статья, кое-какая новая информация в ней присутствовала. Зенитно-ракетный комплекс, который обстреливал "летающую тарелку", в статье назывался - это был ЗРК "Куб". Во Вьетнаме одновременно использовались и бункинские комплексы, и ЗРК "Куб", выпускавшийся под руководством Главного конструктора А. А. Растова.
Еще одна легендарная фигура - Ардалион Ардалионович Растов, человек сложной и трагической судьбы [], сейчас он прикован к инвалидной коляске (рассказывать о его биографии я не буду, чтобы не пришло потом к лицам, вставшим на его пути, чувство удовлетворенности: вот, мол, наши действия увенчались успехом).
Телефон А. А. Растова мне был известен, и я позвонил ему с просьбой прокомментировать газетное сообщение. Он подтвердил, что во Вьетнаме "Кубы", конечно, были и активно применялись при охране Ханоя от авиационных атак, но об истории с "летающей тарелкой" никаких сведений он не получал. Его ответы были близки к бункинским. Ничего не смог он сказать и о воспоминаниях маршала М. Захарова. Растов никогда не видел и не читал книги начальника Генерального штаба наших Вооруженных Сил Матвея Захарова "Война в Юго-Восточной Азии", в которой якобы имелась информация об обстреле "летающей тарелки" во Вьетнаме.
А. И. Докучаев в [] говорит о том, что эта история появилась на свет несколько лет назад. Первоисточником ее оказалась нью-йоркская газета "Новое русское слово". В ней была помещена статья эмигрировавшего в США бывшего советского офицера Марка Штейнберга, долгое время имевшего доступ к секретным документам ПВО. Докучаев приводит убедительные доводы, опровергающие достоверность его сообщений. Однако его статья не положила конец дискуссиям по данному вопросу, новые публикации продолжают появляться.
Отыскать Анатолия Ивановича Докучаева, бывшего корреспондента "Красной Звезды", мне удалось. Он сказал, что папка с предшествующими публикациями у него имелась, но ему потребуется несколько дней, чтобы отыскать ее в "кургане книг". Однако по мере того как я задавал все новые и новые уточняющие вопросы, уверенности в его голосе становилось все меньше и меньше, а потом она и вовсе исчезла. Тем не менее я жду от него сообщений.
Был и еще один интересный звонок от Серафима Шишкина, автора статьи об этом случае в "Крестьянской России" []. Он признал, что некоторые неточности в его статье есть, но сам факт обстрела НЛО он считает достоверным, ссылаясь на публикации иностранных корреспондентов, якобы присутствовавших при этом.
- Вот и написали бы, что это за корреспонденты, из каких изданий, что они в то время делали во Вьетнаме...
- Да, я допустил оплошность, не упомянув о них: это были сообщения журналистов из Польши, ГДР.
- А вы не могли бы показать печатные работы, опубликованные по следам этой истории?
- Даю вам слово, что позвоню еще раз, как только уточню сведения об их публикациях.
Жду. Конца у этой запутанной истории еще нет...
Литература
1. Альперович К.С. Так рождалось новое оружие. М., Унисерв, 1992, с. 9, 14, 125.
2. Отдел управления персоналом ФГПУ "ЦНИРТИ": личная карточка по учету кадров Бункина Б. В., апрель 1949 г. - Архив ОУП ФГУП "ЦНИРТИ".
3. Докучаев А.В. ПВО против НЛО. Была ли война с пришельцами? / Сегодня, 16 августа,1994, N 154 (262), с. 9.
4. Канащенков А., Осокин А. Главный конструктор - Ардалион Растов. / Военный парад, N 3, 1998, с. 137.
5. Шишкин С. Не стреляйте в НЛО. / Крестьянская Россия, 19 января 2004, с. 13.