МАРКЕТИНГ

Историю, которую в канун новогодних праздников наперебой рассказывали на большинстве телеканалов, можно с полной уверенностью отнести еще к одному воплощению американской мечты. Согласно растиражированной версии, 21-летний Алекс Тью (Alex Tew) из Уилтшира (Wiltshire, England) заработал почти миллион долларов на продаже... пикселов. Такое событие взбудоражило умы многих. Не один интернетчик в преддверии праздничных застолий вспоминал о нем, сожалея, что ему раньше не пришла в голову подобная идея. Можно ли повторить успех Алекса? Что и как он делал, чтобы заработать миллион?

Как и большинство историй в голливудском стиле, все началось от безденежья и горячего желания заработать. Алексу нужны были деньги для учебы в университете. К слову, три года обучения в Ноттингемском университете стоят 37 тыс. долл. А вот дальше начинаются разночтения. По одним данным, неким августовским вечером он додумался до одной невероятной мысли - продать миллион пикселов по одному доллару за каждый. По словам самого Алекса, расчет был на то, что все пикселы если и купят, то очень не скоро, а реально ему нужно-то было всего 2-3% от заявленной суммы. По другим данным, явно, на мой взгляд, сфабрикованным одним из рекламодателей, к такой идее его подтолкнул продавец ноутбука фирмы N, который утверждал, что на экране дисплея их фирмы (как, впрочем, и на любом другом дисплее) 768 432 пиксела. К этим двум версиям я могу добавить еще одну, о ней сообщалось во множестве англоязычных рассылок в начале лета. Тогда одному из детских домов необходима была финансовая помощь, и, чтобы собрать деньги, некий американский предприниматель-мыловар сварил громадный кусок мыла, с которым, если мне не изменяет память, даже вошел в Книгу рекордов Гиннесса. Этот кусок и был распилен на миллион маленьких, которые затем продавались по доллару за штуку на интернет-аукционах, в том числе и на eBay. Может быть, именно эта история подтолкнула Алекса к поиску “товара”, который можно было бы раздробить на миллион кусков и продать каждый всего за доллар.

Как бы там ни было, идея, как оказалось, лежала на поверхности, ее надо было только воплотить в жизнь. С этой целью Алекс создал сайт www.milliondollarhomepage.com, на котором и продавал, как он говорит, пикселы, а на самом деле дорогое рекламное место. Судите сами, баннерная реклама переживает сейчас не лучшие времена во всем мире, цена на нее упала, и выходить на рынок с новой баннерной сетью с целью заработать на ней не только хлопотно, но и безнадежно. Тем не менее Алекс продает рекламные блоки размером в 100 пикселов (10x10 точек) за 100 долл. На главной странице сайта размещено 10 000 таких квадратов. То есть цена стандартного банера размером 468x60 на его сайте составляет 28 080 долл., что невероятно много даже для того времени, когда под интернет-рекламой подразумевалась исключительно баннерная реклама. И тем не менее к новому году Алекс продал 999 тысяч пикселов, а последние 1000 выставил на торги на аукцион eBay. 11 января торги закончились с невероятной ценой в 38 100 долл. (при стартовой цене в 1 долл. сделано 99 ставок). Сам лот, по сведениям администрации аукциона, стал лидером посещений на eBay в период новогодних праздников.

Начиналось, правда, все не так радужно, как теперь об этом пишут. Создав сайт и рассказав о нем в кругу друзей, Алекс не мог продать и пиксела, кто-то откровенно смеялся, а кто-то серьезно задумывался, стоит ли вкладывать деньги в такую безумную идею. Шли дни, а реальных подвижек не было. Тогда Алекс прибегнул к “киберпопрашайничеству” (есть и такое явление в Сети), он написал на одном из форумов, что, дескать, обратиться больше ни к кому не может, ему нужны деньги на учебу, а денег даже на носки нет. В общем, с горем пополам появились первые покупатели, одним из которых, кстати, стал его старший брат, оценивший находчивость брата и заплативший за ненужную ему рекламу 400 долл. Таким образом, уже к концу второй недели существования проекта Алекс собрал 1200 долл. Проект становился неожиданно популярным, ссылки на него пересылались между интернетчиками с e-mail на e-mail, и стоит отметить, что не все положительно отзывались о проекте и его авторе. Тем не менее, как написал в дневнике на своем сайте Тью, это были самые легкие деньги в его жизни. И это действительно так: за первый месяц своего существования проект (с учетом пиара прессы) принес автору почти 200 тыс. долл., при этом Алексу не надо было ни производить товар, ни трудиться на какой-то другой ниве.

Домашняя страница milliondollarhomepage.com за 1000 пикселов до заполнения

Журналисты, постоянно охотящиеся за “горячими” новостями, не могли обойти молчанием такой факт, и с легкой руки одного из них история Тью попала на страницы газет и журналов. Об этом проекте писали Guardian, The Times, Wall Street Journal, Vanity Fair и другие, не отставали от них и телеканалы MSNBC, ABC News, Fox News, BBC, MSN, Yahoo! Все они наперебой сообщали о новом явлении в Интернете. Чем больше писали и говорили об Алексе и его идее, тем больше рекламодателей было у него. Конечно, Microsoft и Intel не привлекла такая дешевая реклама, тем не менее места для рекламы быстро раскупались. Те, кто стремился разместить рекламу на milliondollarhomepage.com, прекрасно понимали, что адрес сайта в ближайшее время будет мелькать на страницах специальной прессы и экранах телевизоров, а потому приток посетителей ему был гарантирован.

Тем временем Алекс, поняв, что напал на золотую жилу, начал не просто предлагать к продаже пикселы, но и говорить о том, что он продает место в истории, и каждый, кто купит у него хотя бы сотню пикселов, обязательно попадет в историю Интернета. Такой ажиотаж вокруг www.milliondollarhomepage.com будет продолжаться до тех пор, пока не будет продан последний пиксел, а что дальше? Ничего! Интерес к проекту будет снижаться, в чистом активе у Алекса останутся только деньги и раскрученный домен с известным именем. История проекта действительно попадет в анналы Интернета и еще не раз будет разбираться где-нибудь в Гарварде или Принстоне.

Маркетологи давно подметили: если твой опыт по продаже товара или услуги пытаются повторить, значит, они действительно популярны. Чтобы убедиться в популярности идеи Тью, достаточно набрать в Google его имя или название сайта. С тех пор как о проекте заговорили в прессе и на телевидении, по миру пошел бум копирования, каждая страна фактически породила своего Алекса Тью (есть подобные проекты и в России). Более того, в англоязычных форумах и чатах посвященных интернет-маркетингу начали всерьез говорить о новом виде рекламы в Сети (см., например, сайт www.thepixelwars. com, регистрирующий все подобные пиксельно-рекламные площадки). Появились и первые разочаровавшиеся, сомневающиеся в правдивости Алекса и непредвзятости прессы. Их доводы строятся в основном на том, что они не смогли в указанные Алексом сроки достичь тех же или хотя бы похожих результатов.

Я попытался проанализировать идею Алекса Тью и вывести “формулу успеха” его проекта. Начну с ответа скептикам и совета всем тем, кто задумал осуществить аналогичный проект: и не пытайтесь, полностью повторить финансовый успех Алекса вам не удастся! Все дело в новизне. Как известно, история любит первых. Мы помним первого космонавта, первого кавалера ордена Красного Знамени, победителя олимпийских игр и т. п., но мало что знаем о вторых, третьих, десятых. Более того, пресса и телевидение, используя новизну идеи, преподносят ее сначала в новостях, а затем посвящают колонки и время в прайм-тайме, чтобы подробнее остановиться на деталях. Хотите вы этого или нет, но это правила работы средств массовой информации. Так вот, повторяя чей-то проект, вы становитесь уже не первым и даже не вторым ее последователем, вы теряете преимущество новизны, а потому такого пристального внимания прессы лишены изначально. А значит, рассчитывать на бесплатное лоббирование со стороны СМИ в кругу потенциальных клиентов не приходится, следовательно, и результаты будут уж не такими радужными.

Стоит отметить, что Алекс своим проектом нарушил много устоявшихся в Интернете правил. Так, любой веб-мастер вам скажет, что одно из правил построения сайта гласит: не перегружайте веб-страницу баннерами. Совсем неуклюже, по-любительски выглядит страница, имеющая десяток баннеров, а на главной странице milliondollarhomepage.com их тысячи. Потом вызывает сомнение и размер баннеров. Судите сами, согласно данным большинства опросов, эффективность баннеров возрастает вместе с их размерами. Но на milliondollarhomepage. com большинство из них имеют размер 10x10 пикселов, который никогда, нигде и никем, кроме него, не использовался. Это меньше стандартной пиктограммы - ее размер 16x16 пикселов.

Кое-кто мне возразит и скажет, что никакие это не баннеры, а просто графическая нарезка. Не соглашусь, эти 100-пиксельные блоки обладают всеми родовыми признаками баннеров с довольно неплохой эффективностью. Так, покликав наугад с десяток баннеров, я обнаружил несколько домашних страничек - дорвеев, специально созданных под ссылку с сайта Алекса. Например, я попал на страницу, которую за месяц посетило 1200 посетителей, и это при том, что сама страница нигде не рекламировалась и не имеет вообще никакой текстовой информации, по какой ее можно было бы индексировать.

Своим рекламодателям Алекс Тью обещал, что их реклама на сайте будет постоянно доступна по крайней мере в течение ближайших пяти лет. Однако после завершения торгов на eBay на сайт milliondollarhomepage.com была организована DDoS-атака, что вызвало негодование части рекламодателей. По сообщениям Netcraft.com, за время атаки сайт получил 500 тыс. обращений и использовал 200 Мб трафика ежесекундно. В течение суток доступ к сайту был полностью восстановлен, однако, по мнению представителей компании-хостера Sitelutions.com, Алексу придется потратить часть заработанных денег на обеспечение безопасности сайта.

С другой стороны, из-за наличия большого количества графики главная страница milliondollarhomepage.com грузится достаточно долго. Опять-таки веб-дизайнеры и маркетологи знают, что такая ситуация должна не просто отпугивать посетителей, но и негативно влиять на трафик, однако индексу PageRank этой страницы можно только позавидовать, он рос и на момент написания статьи составлял 75% из 100 возможных. Еще бы, ведь только в последнюю неделю 2005 г. на сайт заглянуло более полутора миллионов уникальных посетителей, и, по данным Alex.com (известной в англоязычном мире компании, занимающейся индексированием трафика), на 1 января 2006 г. он занимал 127-е место по посещаемости среди всех индексируемых сайтов мира, включая сайты таких монстров, как Microsoft, Google, Yahoo. Скажу проще: для предпринимателя-одиночки такой факт просто невероятен. Ну и чтобы окончательно вас повергнуть в недоумение, сообщу, что количество повторных посещений сайта возрастает вместе с ростом числа рекламодателей, несмотря на то, что фактически видимых изменений на сайте нет, как нет и колонок новостей, информации для целевых посетителей и т. п. Все, что может привлекать посетителей, - это только образ успешного парня, созданный средствами массовой информации, и публикации о его невероятной идее.

Новизна идеи и ее неадекватность сыграли главную роль и в популяризации сайта. На первом этапе информацию распространяли лишь интернетчики, причем в большей мере потому, что идея своей простотой не укладывалась в стереотипы. Сработало так называемое “сарафанное радио” или, как принято называть этот процесс, - вирусный маркетинг. И не важно, кто и как отзывался о проекте и его авторе, важно, что о нем говорили, информацией делились не только в частной переписке, но и на форумах, в чатах, рассылках. Рано или поздно такой поток информации должен был перейти из качества в количество, вот тогда-то и подключилась “тяжелая артиллерия” в виде прессы и телевидения. А дальше оставалось только ждать, результат был запрограммирован.

Успех каждого нового интернет-миллионера вызывает интерес к его проекту не только у обывателя, но и у профессиональных веб-предпринимателей и маркетологов, которые хотят определить “формулу успеха” именно этого проекта. Как ни странно, но в ситуации с Алексом Тью и его milliondollarhomepage.com все нюансы лежат в плоскости уже известных и обкатанных “формул”. А если быть точным, то весь процесс построения и раскрутки сайта точно совпадает с рекомендациями по развитию проектов нишевого маркетинга.

В основе таких проектов лежит уникальная идея, товар или услуга. Под нее формируется своя ниша или сегмент рынка. Таким образом, проект сразу становится лидером в своей области, так как фактически конкурентов на рынке еще и нет. На этапе формирования идеи и создания сайта автор продумывает механизм вирусного маркетинга. В одном случае (как это и было у Алекса) достаточно неадекватной идеи, чтобы о проекте заговорили, а если идея не настолько оригинальна, то необходимо стимулировать работу “сарафанного радио”. А далее, после создания сайта, о проекте необходимо заявить на всех форумах, чатах, во всех рассылках, так или иначе связанных с интересами потенциальных покупателей. Пресс-релизы, интервью, анализ рынка, ведение колонки в газете, на популярном сайте или в рассылке также будут способствовать продвижению вашего проекта. Наивысших результатов вы сможете добиться, если сумеете обратить на свой проект внимание средств массовой информации. Все равно, как вы это сделаете - с помощью специально организованной акции, пресс-релизов или статей. И оглядываясь на историю Алекса Тью, можно с полной уверенностью сказать, что ни высшее образование, ни какой-то уникальный товар, ни знания в области программирования не являются решающими в умении зарабатывать миллионы.

     С автором можно связаться по e-mail: viacheslavb@ua.fm.

Версия для печати