АНАЛИТИКА

SAP СНГ исследовала ИТ-стратегию крупных и средних предприятий

Желание знать умонастроение действительных и потенциальных потребителей своей продукции - понятно и обоснованно. На эти цели компании закладывают в бюджет приличные средства, и они не пропадают даром, поскольку данные, полученные в ходе различного рода маркетинговых исследований, позволяют снизить вероятность стратегических просчетов, а кроме того, попутно, привлечь новых клиентов. В конце января SAP СНГ озвучила результаты одного из таких исследований, проведенного ею и аналитическим агентством Market-Visio Consulting/Gartner в июле - августе прошлого года с целью изучения использования информационных технологий в российском бизнесе.

Исследование проводилось методом интервью. В опросе приняли участие руководители (ИТ-директора, бизнес-руководители - более 250 человек) 115 крупных и средних предприятий (по классификации SAP, крупный бизнес начинается от 500 млн. евро годового оборота, средний - в диапазоне от 100 до 500 млн. евро). Это предприятия нефтегазовой промышленности, металлургии, энергетики, финансовой, банковской и торговой сферы, телекоммуникационные, страховые компании и ряд других (в общей сложности из 22 отраслей). Следует, наверное, еще отметить, что на момент проведения маркетингового исследования из участвовавших в опросе предприятий только около половины являлись клиентами SAP.

Основными целями исследования было определение в отраслевом разрезе:

1) стратегического направления развития бизнеса и источников конкурентных преимуществ;

2) уровня автоматизации;

3) предпочтений компаний в отношении поставщиков бизнес-приложений;

4) рисков внедрения ИТ-решений;

5) ожиданий от внедрения.

Вот некоторые выводы, к которым пришли специалисты по итогам изучения полевого исследования.

Средние предприятия помимо стратегических приоритетов (роста рентабельности, контроля над затратами и увеличения доли рынка) сознают важность адекватного построения бизнес-процессов, достижения их прозрачности и стабильности. Наиболее значимые процессы для них - планирование и бюджетирование, управление производством и сбытом, взаимодействием с клиентами. Для крупных предприятий в качестве приоритетов были указаны не только рост доли рынка, повышение рентабельности за счет управления затратами, но и формирование прозрачности и управляемости ключевых бизнес-процессов, среди которых были названы внутренняя кооперация (в том числе между географически распределенными подразделениями), планирование и бюджетирование, управление производственными процессами, а также управленческая отчетность. При определении факторов, формирующих конкурентные преимущества компании на рынке, как крупные, так и средние предприятия из десяти вариантов ответов выбрали одинаковый набор из пяти наиболее важных, но приоритеты были расставлены по-разному. Представителями крупного бизнеса основными источниками конкурентного преимущества были названы (в порядке убывания значимости): бренд, человеческие ресурсы, инновации, специализация, уникальное предложение продуктов. Руководители средних предприятий на первое место поставили человеческие ресурсы, далее идут бренд, уникальное предложение продуктов, специализация, инновации.

Представители как крупных, так и средних предприятий видят развитие информационных технологий в будущем как один из приоритетных путей решения задач бизнеса (этот ответ был наиболее распространен среди респондентов, далее в качестве решающих факторов были обозначены организационно-административные меры и налаживание работы с партнерами).

При упоминании рисков при внедрении ИТ-решений представителями обеих групп были обозначены пять основных (опять же в порядке убывания значимости): неприятие со стороны конечных пользователей, необходимость изменения существующих приложений под новое ПО, зависимость бизнеса от ИТ, повышение издержек компании, несоответствие системы ожиданиям.

Вместе с тем думается, что не в меньшей степени, чем ситуация в целом на ИТ-рынке, исследователей интересовало отношение руководства предприятий к продуктам SAP. И действительно, соответствующие вопросы были заданы респондентам, а по результатам данной части исследования сделаны следующие обобщения. Представители средних предприятий главными аргументами в пользу выбора решений SAP назвали возможности обеспечения роста бизнеса, его консолидации, а также распространенность решений на рынке. Руководители крупных предприятий помимо этих факторов отметили стремление соответствовать мировым лидерам в своей отрасли и понимание значимости ИТ для бизнеса. И те и другие отмечали надежность продуктов, технологическое лидерство компании, профессионализм сотрудников, широту спектра решений и многолетний опыт их использования. Негативные моменты в отношении клиентов к продуктам SAP при представлении результатов исследования не афишировались, но можно предположить, что они возникали. Например, по результатам проекта внедрения отраслевого решения SAP for Retail на основе mySAP Business Suite в “Евросети” - в целом очень успешного - выступавший на конференции Андрей Володин, вице-президент компании по технологическому развитию, отметил, что SAP не имеет полнофункционального front-end-решения для малых торговых точек (поэтому для этой задачи был использован продукт от “1С:РАРУС”). А Сергей Кирюшин, заместитель генерального директора и директор департамента ИТ “Аэрофлота”, высказал пожелание, чтобы SAP в своем базовом варианте в большей степени соответствовала российским стандартам бухгалтерского и налогового учета.

Версия для печати