ДИСКУССИИ

Взяться за перо меня заставила статья Андрея Колесова "Подготовка молодых ИТ-специалистов: похоже, острых проблем не наблюдается" (PC Week/RE, N 10/2006, c. 45). Уже в ее названии весьма оптимистично оценивается подготовка молодых специалистов для ИТ-отрасли, но я попытаюсь в очередной раз показать, что острых проблем в этой области остается много.

Не буду повторять многочисленные аргументы по поводу неудовлетворительной ситуации с ИТ-образованием, сложившейся в настоящее время в стране, которые я приводил в ряде публикаций PC Week/RE (N 46/2005, с. 55; N 44/ 2005, с. 44; N 16/2005, с. 42; N 35/2004 с. 56). Укажу только относительно новые факты.

На привлечение зарубежных спортсменов находятся миллионы долларов, а на науку - нет.

1. Проект "Образование" включен в число четырех приоритетных национальных проектов, что, с одной стороны, свидетельствует о его важности, а с другой - о крайне тяжелой ситуации в этой отрасли в целом.

2. Говоря об ИТ на заседании Президиума Госсовета России в Нижнем Новгороде, Президент РФ В. В. Путин отметил: "Только 5% учителей используют сегодня информационные технологии в учебном процессе, в то время как в странах Западной Европы эта цифра значительно выше. В Великобритании, например, этот показатель уже приблизился к 60%".

3. В рамках указанного национального проекта поставлена задача обязательной компьютеризации и интернетизации всех школ страны к 2008 г. Это, несомненно, положительная тенденция, но кто и чему станет учить, когда указанная задача будет решена, пока неясно. Более того, в настоящее время происходит ухудшение ситуации. Если еще несколько лет назад в физико-математических школах (даже на периферии) было много учителей информатики, и они учили программированию, то в последнее время число учителей по этому предмету сократилось, и учат они даже в таких школах в основном "пользовательской" информатике (этот вывод основан не на официальных документах или статистике, а на рассказах наших "продвинутых" в области программирования студентов и выпускников, которые либо сами преподают, либо имеют родителей, преподающих информатику).

По мнению ректора МГУ им. М. В. Ломоносова академика РАН В. А. Садовничего, нынешние выпускники школ заметно слабее тех, что были 10-15 лет назад (газета "Поиск", N 14/2006, с. 4), а в Финляндии, например, наоборот, ситуация в образовании заметно улучшается: финские школьники дважды за последние годы побеждали в международном испытании учащихся мира. Видимо, это привело к тому, что Всемирный экономический форум в четвертый раз назвал Финляндию самой конкурентоспособной страной (Беляева С. Их не догонишь? - Поиск, N 14/2006, с. 4).

4. Обученные "пользовательской" информатике выпускники школ смогут составить основной контингент ИТ-ПТУ (ИТ-колледжей), если такие образовательные учреждения наконец-то в большом количестве появятся. Именно об этом мечтают многие в ИТ-отрасли (см. PC Week/RE, N 10/2006, c. 33). Эта задача практически разрешима.

5. Разрешима также и задача, связанная с курсами повышения квалификации. Такие курсы могут носить названия институтов, академий, университетов и чего угодно еще, быть платными или бесплатными, но их суть от этого не изменяется - они все равно остаются курсами повышения квалификации.

6. А вот возможность подготовки ИТ-специалистов с университетским образованием вызывает большие опасения. При этом традиции лучших университетов мира свидетельствуют о том, что настоящий университет отличается от хороших курсов повышения квалификации в основном наличием воспитательного процесса и проведением научных исследований.

7. Из педагогики известно, что образование - это есть обучение плюс воспитание. К сожалению, о второй составляющей образовательного процесса практически никто в ИТ-отрасли не говорит (см. статью Э. Пройдакова в PC Week/RE, N 48/2005, c. 1), так как воспитанность (как, впрочем, и умение грамотно писать по-русски) не относится к квалификационным требованиям ИТ-специалистов.

8. С воспитанием в университетах сегодня дело обстоит плохо, а с ИТ-наукой - еще хуже. Можно сказать, что дальше отступать просто некуда, но и это мало кого волнует: о науке в данной области не говорится ни в десяти нижегородских тезисах президента, ни в тринадцати предложениях "Руссофта" (последние приведены в указанной выше статье Эдуарда Пройдакова). Это не волнует многих в отрасли, поскольку их интересует не ИТ-элита (то немногое, чем всегда гордилась страна), а персонал, для которого характерна "переученность".

Мода на высшее образование уже возродилась, теперь нужна мода на знания.

9. Справедливость формулы "Нет науки - нет университета!" сегодня в нашей стране очевидна немногим. Даже нобелевскому лауреату, депутату Государственной Думы академику РАН Ж. И. Алферову понадобилось четыре (!) года, чтобы Председатель Правительства РФ М.Е. Фрадков наконец подписал документ о придании Академическому физико-технологическому университету РАН статуса федерального государственного учреждения высшего профессионального образования. "За это время университеты такого типа появились и набрали силу... в ряде стран Юго-Восточной Азии" (Соснов А. Пробивная вертикаль. - Поиск, N 12/2006, с. 3). Это и понятно: у них нет нефти и газа, а у нас - пока есть!

10. Да и как может быть иначе, если, по словам статс-секретаря - заместителя министра образования и науки Д. Ливанова, "...только один процент жителей нашей страны считает профессию ученого престижной" (Поиск, N 12/2005, с. 3), а руководитель Федерального агентства по образованию Г. Балыхин "сообщил о тревожной статистике: лишь 13% преподавателей вузов занимаются научными исследованиями!" (Поиск, N 9/2006, с. 5).

Даже если указанные во втором случае проценты правильны (мне они кажутся завышенными), то какого уровня эти исследования и в каких изданиях публикуются их результаты, никто не определял, и не исключено, что многие из этих исследований ведутся с одной целью - избрания или переизбрания на занимаемую должность. В отличие от других стран мира, это у нас не требует серьезных публикаций. В результате, как сказал член Совета при Президенте РФ по науке, технологиям и образованию профессор Высшей школы экономики С. Кордонский, "Россия превращается в "белое пятно" в мировом пространстве научной информации" (Поиск, N 52/ 2005, с. 13).

Обратите внимание, что теперь слова "образование" и "наука" входят и в название Министерства и Совета при Президенте, но интеграция образования и науки происходит с огромным трудом, так как многие вузовские преподаватели уже долгие годы не живут, а выживают.

11. Особенно плохая ситуация с научными исследованиями сложилась в ИТ-отрасли. Казалось бы, имеет место парадоксальная ситуация: в наших экономических условиях computer science (теоретическое программирование, искусственный интеллект и т. д.) - одна из немногих наук, которой можно реально заниматься, поскольку для этого нужны только голова, желание и ПК, а в действительности исследования наиболее активно проводятся в тех областях, где требуется дорогостоящее оборудование, а следовательно, и большие деньги (например, физика, химия, биология).

Это во многом связано с тем, что у специалистов по программированию практически полностью отсутствует желание заниматься наукой, потому что они за "приличные" деньги востребованы внутри страны вне науки и образования, а ученые других специальностей, наоборот, востребованы только в науке и образовании, но за деньги, которые никак нельзя назвать "приличными".

Для подтверждения сказанного приведу данные о количестве научных школ по разным разделам науки, которые победили в конкурсе, проведенном Федеральным агентством по науке и инновациям в 2006 г. (Поиск, N 12/2006, с. 7-18): физика и астрономия - 153; биология, сельскохозяйственные науки и технологии - 103; математика и механика - 88; химия, новые материалы и химические технологии - 80; науки о земле, экологии и региональное природопользование - 66; технические и инженерные науки - 60; общественные и гуманитарные науки - 36; медицина - 31; информационно-телекоммуникационные системы и технологии - 19 (из них только восемь в высшей школе); военные и специальные технологии - 14. Проходят годы, а число научных ИТ-школ в стране не растет, и это прискорбно.

12. Необходимо отметить, что научные исследования в области ИТ могут проводиться и проводятся не только в вузах и институтах РАН, но и в коммерческих и оборонных предприятиях. Однако получаемые там результаты обычно не попадают в научный обиход из-за секретности (коммерческой или государственной тайны). По этой же причине они не могут быть использованы и в образовании.

13. По поводу оплаты преподавателей приведу историю, рассказанную академиком РАН Роальдом Сагдеевым, проживающим в настоящее время в США: "В свое время цари ввозили в Россию лучшие научные умы из Европы, а теперь Казань, например, закупает дорогостоящих легионеров для хоккейной команды. Получается, что на привлечение зарубежных спортсменов находятся миллионы долларов, а на науку - нет.

Недавно я попал в неловкую ситуацию. На встрече с профессурой МГУ поздравил их с тем, что средняя зарплата москвича наконец достигла 17 тыс. руб. Они сдержанно поблагодарили меня за поздравление и сказали, что средний заработок профессора МГУ, который считается наиболее привилегированным вузом страны, - 6000 руб. Насколько я знаю, в Казани профессора получают еще меньше. Возникает вопрос: какие профессии, какие категории трудящихся оцениваются выше, чем профессора МГУ?" (Поиск, N 39/2005, c. 6).

14. В Санкт-Петербурге из-за недостатка соответствующего федерального закона, который не позволяет региональным структурам финансировать федеральные образовательные учреждения, средняя зарплата учителя значительно превышает зарплату преподавателя высшей школы (Поиск, N 14/2006, c. 7).

15. Несомненно, что в последнее время государство и президент предпринимают меры по совершенствованию образования и науки, проходят встречи по этим вопросам с представителями бизнеса (Поиск, N 12/2006, c. 4). Среди этих мер кроме указанного выше национального проекта "Образование" отметим также федеральную целевую научно-техническую программу "Исследование и разработки по приоритетным направлениям науки и техники" на 2002-2006 гг., гранты Российского фонда фундаментальных исследований, финансирование научных исследований Министерством науки и образования, появление в скором времени национальных и инновационных университетов, назначение стипендий работникам организаций оборонно-промышленного комплекса РФ за выдающиеся заслуги в области вооружения, военной и специальной техники, повышение с 1.05.2006 г. примерно вдвое зарплаты научных работников РАН, а с 1.11.2006 г. - надбавок за ученые степени докторам и кандидатам наук и т. д.

16. Мне кажется, что проблемы с подготовкой ИТ-специалистов исчезнут на самом деле, когда в каждом регионе заработные платы ИТ-преподавателя университета и работника ИТ-промышленности окажутся соизмеримыми, а не будут различаться более чем на порядок, как это имеет место в настоящее время. Тогда вузы смогут сохранять и возвращать на постоянную работу из промышленности, а то и из-за границы наиболее талантливых молодых людей, и связь поколений восстановится, и российские университеты будут жить так, как живут ведущие университеты мира.

Однако по цифрам, приведенным в PC Week/RE (N 10/2006, c. 36), это счастье наступит не скоро, так как, например, в Москве средние зарплаты таковы, что большинству профессоров МГУ даже не снились: студентам-программистам с опытом работы в компаниях предлагают оклад 1000-1200 долл., программисты с двух-трехлетним опытом получают от 1700, Java-программисты - от 2000 до 2200, ведущие программисты - 2500 долл.

17. Поскольку ученым РАН обещают только к 2008 г. поднять зарплату (со многими оговорками, в том числе о сокращении затрат на покупку научной аппаратуры) до 1000 долл., а даже во Вьетнаме месячная зарплата ученых, работающих по ключевым исследовательским бюджетным проектам в 2006-2010 гг., должна составить от 1000 до 2000 долл. (PC Week/RE, N 8/2006, с. 39), мотивация к творчеству, как это часто было в истории России, должна осуществляться за счет нематериальных стимулов.

Поэтому появляются энтузиасты, которые хотят возродить в России моду "на интеллект". При этом образованность пропагандируется как нечто самоценное (Левкович-Маслюк Л. Математический шлягер в 3D. - Компьютерра, N 12/ 2006, с. 88- 95).

Мода на высшее образование уже возродилась (http://stabes.nm.ru/materials/ Pereslegin/Per_EduZanzibar.htm), теперь нужна мода на знания, что значительно труднее внедрить.

18. Нобелевский лауреат, академик РАН Виталий Лазаревич Гинзбург в этой связи предложил в газете "Поиск" от 11.11.2005 г. "стратегическую образовательную инициативу" и создал соответствующий фонд (www.uspekhi-fond.ru/addr3/).

19. "Эпоха инноваций требует подготовленных людей, и 75% из 765 директоров крупных компаний со всего мира из 20 различных индустрий, по опросу корпорации IBM, считают образование сотрудников критическим фактором, даже более важным, чем технологии" (Computerworld/Россия, N 4/2006, с. 4).

Проблема повышения качества образования является глобальной, и поэтому по предложению России эта тема выбрана для обсуждения летом в Санкт-Петербурге на встрече руководителей стран "восьмерки".

Вопрос об образовании особенно актуален для Европы и США, так как, по экспертным оценкам, к 2010 г. 90% докторов физических наук и инженеров по этой специальности будут выходцами из Азии (Computerworld/Россия, N 4/2006, с. 4). К сожалению, Россия в этом смысле является страной европейской.

То же самое происходит и в ИТ-отрасли - на последних олимпиадах среди школьников и студентов по программированию (и не только) побеждали команды Китая, а Индия добилась больших успехов в промышленном программировании.

"Белый человек" слишком расслабился, предпочитает не думать, а, упрощенно говоря, "торговать подержанными машинами и недвижимостью". (Долгошева А. Системная ошибка. Интервью с профессором В. Г. Парфеновым.- Санкт-Петербургские ведомости, 16.03.2003, с. 4)

Однако еще не все потеряно. Двенадцатого апреля 2006 г. командный студенческий чемпионат мира по программированию, который проходил в Сан-Антонио (США), вновь завершился триумфальным выступлением российских команд: среди первых десяти команд - пять из России. При этом команда Саратовского государственного университета стала чемпионом мира, а команда Алтайского государственного технического университета заняла третье место!

20. Дальнейшие успехи России связаны с инвестициями в образование и науку. По словам председателя совета директоров корпорации Intel, сопредседателя Коалиции деловых кругов США в поддержку совершенствования образования (а где у нас аналогичная коалиция?) Крейга Барретта, "конкурентоспособность на глобальном уровне и экономическое развитие России в долгосрочном плане зависят от инвестиций в образование, исследования и разработки".

Дело осталось за малым: бизнес наконец должен подумать о своем будущем и будущем своей страны и начать помогать науке и образованию (в том числе начальному и среднему профобразованию) в России, причем объем финансирования должен быть таким, чтобы, как написал мне один читатель - Юрий Баранов, "можно было гордиться нашей страной, а не только любить ее"!

Об авторе: Шалыто Анатолий Абрамович - доктор технических наук, профессор, заведующий кафедрой "Технологии программирования" Санкт-Петербургского государственного университета информационных технологий, механики и оптики, адрес: shalyto@mail.ifmo.ru.

Версия для печати