ТОЧКА ЗРЕНИЯ
Далеко не все довольны проектом новой редакции федерального закона "О рекламе" (http://asozd.duma.gov.ru/intranet/kom08.nsf/I/ E336B7A283246FBCC325711C002D71CC?OpenDocument), принятого Государственной Думой РФ 22 февраля 2006 г. в третьем чтении. Вот что, например, говорит координатор проекта "АнтиСпам" (www.ifap.ru/as/) Евгений Альтовский:
- В законопроекте используются такие термины, как "сеть электросвязи", "абонент" и "адресат", значение которых никак не расшифровано. Поэтому непонятно, кому именно адресована основная норма, направленная против спама: "Распространение рекламы по сетям электросвязи, в том числе посредством использования телефонной, факсимильной, подвижной радиотелефонной связи, допускается только при условии предварительного согласия абонента или адресата на получение рекламы". Ведь для обозначения тех лиц, кому предназначается реклама, в законопроекте используется термин "потребители рекламы", а не "абоненты" или "адресаты".
Идем дальше. Положение законопроекта "...реклама признается распространенной без предварительного согласия абонента или адресата, если рекламораспространитель не докажет, что такое согласие было получено" противоречит принципу презумпции невиновности. Согласно статье 14 УПК РФ, "обвиняемый считается невиновным, пока его виновность в совершении преступления не будет доказана", при этом "подозреваемый или обвиняемый не обязан доказывать свою невиновность". Таким образом, это положение законопроекта свидетельствует о юридической безграмотности его авторов.
Но и это еще не все. Согласно законопроекту, рекламораспространителем является "лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств". Таким образом, положение закона "рекламораспространитель обязан немедленно прекратить распространение рекламы в адрес лица, обратившегося к нему с таким требованием" по сути вменяет борьбу со спамом в обязанность поставщику услуг связи.
Резюмируя вышеизложенное, можно сказать, что законопроект не устанавливает четкой нормы, направленной на противодействие спаму, не предусматривает ответственности за ее нарушение и перекладывает основную ответственность за распространение спама на поставщиков услуг связи. Остается надеяться, что Совет Федерации и президент исключат из законопроекта эту норму, как не соответствующую правовым принципам и не решающую поставленной задачи.
От редакции. Еще в прошлом году 13 европейских государств (России в этом списке, увы, нет) договорились о совместных мерах по выявлению и пресечению на территории своих стран деятельности спамеров, рассылающих электронный мусор (см. PC Week/RE, N 43/2005, с. 22). Так, cогласно законопроекту, внесенному правящей коалицией социал-демократов и партии зеленых на рассмотрение бундестага, лица, рассылающие спам, будут платить штраф, максимальный размер которого составляет 50 тыс. евро (www.spamtest.ru/news.html?id=19546). С июля 2004 г. рассылка спама в Германии является незаконной. Вопрос же о том, какой штраф будут платить российские спамеры (и кто вообще таковыми являются), пока остается открытым. Зря! Чем скорее он решится, тем всем нам будет лучше.