ГОСПРОЕКТЫ

Владимир Дрожжинов,

Российский национальный проект “Здоровье” (www.rost.ru/projects/ health/1349/priornews1.shtml ) изначально не имел ИКТ-составляющей, и только когда поезд тронулся, Мининформсвязи начало лихорадочно предпринимать усилия по введению в проект такого компонента (см. PC Week/RE, N 8/2006, с. 37). Традиционно Мининформсвязи рассматривало вопросы “электронного здоровья” лишь в контексте телемедицины, под которой подразумевалось создание системы телеконференций для вербального и визуального общения медиков по профессиональным вопросам в реальном времени. Чтобы помочь этому ведомству сдвинуться с мертвой точки, рассмотрим, что понимается под “электронным здоровьем” в ЕС. Это будет полезно и Минздравсоцразвитию, которое отвечает за национальный проект в этой области.

Что такое "электронное здоровье"

Понятие “электронное здоровье” (eHealth, ec.europa.eu/information_society/eeurope/2005/all_about/ehealth/index_en.htm) описывает применение информационных и телекоммуникационных технологий для выполнения широкого диапазона функций, которые затрагивают сектор общественного здравоохранения. eHealth включает продукты, системы и услуги, реализуемые на основе интернет-приложений. Сюда входят инструменты для руководителей служб здравоохранения и профессионалов, а также персональные системы охраны здоровья для граждан. Примерами могут служить сети медицинской информации, электронные медицинские карты, телемедицинские услуги, порталы здравоохранения и множество других ИКТ-средств, помогающих предупреждать заболевания, ставить диагноз, проводить лечение, контролировать состояние здоровья и образ жизни граждан.

Несмотря на наличие в Европе eHealth-услуг, они еще не получили широкого распространения в реальной медицинской практике. Одна из причин кроется в недостаточном понимании их преимуществ. Поэтому очень важно активно пропагандировать уже существующие удачные решения и связанные с ними выгоды, одновременно развивая количественные методики оценок, позволяющие доказывать пользу систем eHealth.

     Концепция "электронного здоровья" подразумевает использование современных ИКТ для удовлетворения соответствующих потребностей граждан, пациентов, медработников, поставщиков услуг по охране здоровья и политиков.

 Декларация министров здравоохранения стран ЕС, 22 мая 2003 г.

Технология “электронного здоровья” является неотъемлемой частью стратегии ЕС, реализуемой в рамках инициативы i2010 (см. PC Week/RE, N 35/2005, с. 48), которая охватывает действия, относящиеся к различным сферам, включая общественное здоровье, содействие миграции граждан между государствами, входящими в ЕС, и оценку систем здравоохранения.

Инициатива eHealth развивается по крайней мере в трех основных направлениях:

- исследовательские и технологические разработки. Сюда входят программы Европейского Союза, которые в течение более 17 лет поддерживали сферу eHealth. В их рамках на финансирование научно-исследовательских работ было выделено свыше 500 млн. евро (перечень таких программ представлен на сайте http://europa. eu.int/information_society/activities/health/research/index_en.htm; конкретные проекты в этой сфере на сайте http://europa. eu.int/information_society/activities/health/research/projects/index_en.htm; ежемесячный информационный бюллетень по eHealth размещен на сайте http://europa. eu.int/information_society/activities/health/newsletter);

- политика. Государства - члены ЕС приняли обязательства совместно использовать лучшие достижения и опыт для создания общеевропейского пространства eHealth и таким образом добиться кардинального улучшения качества и доступности услуг здравоохранения и одновременно стимулировать рост в этом новом перспективном секторе. Европейский план действий по eHealth (http://europa. eu.int/information_society/activities/health/policy_action_plan/index_en.htm) занимает важное место в инициативе Европейского Союза i2010 (http://europa.eu.int/information_society/eeurope/i2010/index_en.htm);

- разработка приложений и их развертывание. Результаты научно-исследовательских и пилотных проектов по eHealth используются для практической реализации новых приложений. Уже запущена общеевропейская программа eTEN (http://europa.eu.int/information_society/activities/eten/index_en.htm), направленная на практическую проверку правильности их работы в демонстрационных системах eHealth, масштабы которых постоянно увеличиваются.

Программа действий

Уже разработан план мероприятий, устанавливающий порядок и последовательность все более широкого использования технологий, новых услуг и систем, направленных на создание общеевропейского пространства “электронного здоровья” (European e-Health Area).

Практика показала, что быстрые и надежные ИКТ-инструменты жизненно необходимы для организации эффективной и результативной системы здравоохранения.

Этот план ориентирован на использование ИКТ для предоставления во всех странах ЕС высококачественных медицинских услуг, доступных каждому европейскому гражданину. Практика показала, что быстрые и надежные ИКТ-инструменты жизненно необходимы для организации эффективной и результативной системы здравоохранения. Например, переход на широкополосные интернет-технологии дает возможность специалистам больниц и участковым врачам, обслуживающим пациентов по месту жительства, быстро обмениваться важными медицинскими сведениями и результатами сложных исследований перед проведением хирургических операций. Кроме того, доктора из больниц все чаще используют ИКТ, чтобы в течение необходимого времени оставаться в тесном контакте с амбулаторными больными и контролировать их выздоровление в домашних условиях.

План развития e-Health включает следующие действия:

- определение общего подхода к идентификационным данным пациентов (конец 2006 г.);

- разработку стандартов для описания медицинских данных. Это необходимо, чтобы разные системы здравоохранения без проблем могли обмениваться информацией, единообразно ее интерпретировать и взаимодействовать друг с другом (конец 2006 г.);

- публикацию материалов рабочей группы Комиссии по совместимости медицинских данных (май 2006 г., материалы находятся по адресу: http://ec.europa.eu/ information_society/activities/health/docs/projects/fp6book/artemis.pdf);

- формирование национальных центров компетенции по e-Health (2006-2007 гг.);

- развертывание сетей медицинской информации на базе стационарных и беспроводных широкополосных и мобильных инфраструктур, а также Grid-технологий (2008 г.).

Более подробный перечень основных действий представлен на сайте http://europa.eu.int/prelex/detail_dossier_print.cfm? CL=en*DosID=190792.

По замыслу авторов плана к концу десятилетия страны ЕС должны обладать эффективными средствами измерения воздействия eHealth на качество и результативность предоставляемых европейцам медицинских услуг, а технология электронного здоровья превратится в общепринятую практику среди специалистов, пациентов и всех граждан.    

Мобильность граждан в общеевропейском пространстве eHealth

Два других направления плана действий связаны с мобильностью пациентов, т. е. перемещением между странами ЕС (см. http://europa.eu.int/comm/health/ph_overview/co_operation/mobility/patient_mobility_en.htm) и проведением эталонного тестирования и сравнительного анализа национальных реформ в области здравоохранения, включая долговременную медицинскую помощь (long-term care) и социальную защиту людей (http://europa.eu.int/comm/employment_social/soc-prot/healthcare/com_04_304_en.pdf). Причем здесь речь идет не только о качественных изменениях в системе европейского здравоохранения (улучшение доступа, повышение качества и результативности медицинских услуг), но и о том, что мобильность граждан может оказаться серьезным стимулом для увеличения числа рабочих мест в медицинских учреждениях, для которых потребуются новые специалисты.

В настоящее время четыре из пяти европейских докторов пользуются Интернетом, а более четверти европейцев применяют Всемирную сеть для получения той или иной медицинской информации.

По данным статистики, в настоящее время четыре из пяти европейских докторов пользуются интернетом, а более четверти европейцев применяют Всемирную сеть для получения той или иной медицинской информации. Однако решения eHealth, включающие продукты, системы и услуги, представляют собой нечто большее, чем просто интернет-приложения. Они позволят пациентам устанавливать контакт со своими лечащими врачами, докторам - взаимодействовать с больницами, а больницам - обращаться в специализированные клиники и исследовательские центры. Только комплексное решение этих и других подобных задач обеспечит доступность, улучшение качества и повышение эффективности услуг здравоохранения.

Кроме того, сети медицинской информации, например MedCom (www.medcom.dk), поддерживающие работу больниц, аптек, врачей скорой помощи, лечащих докторов, лабораторий и местных муниципальных медицинских учреждений, помогут значительно снизить затраты лечебных учреждений.

Существуют и другие системы, в частности сети, связывающие центры обработки запросов организаций здравоохранения с местными информационными киосками, снабженными сенсорными экранами. Примером такого рода является система NHS Direct on line (www.nhsdirect.nhs.uk/), к которой в течение двух последних лет обратились 6 млн. пользователей для получения сведений в области медицины и здравоохранения. В настоящее время Европа стала лидером по использованию электронных медицинских отчетов о пациентах при оказании им первой помощи, а также по степени распространения медицинских смарт-карт.

Появление новой отрасли, eHealth, может оказать серьезное влияние на общеевропейское экономическое развитие. Ведь, по прогнозу специалистов, к 2010 г. ее объем, возможно, достигнет 11 млрд. евро, и она станет третьим по величине сектором сферы здравоохранения.

Версия для печати