ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ

Один из ведущих гуманитарных вузов нашей страны - РГГУ - сегодня не только задает тон в своей области науки, но и находится на переднем крае применения ИТ в образовательном процессе. Вот уже несколько лет подряд в июне здесь проходит Международный форум образовательных технологий "Touching the Future" ("Прикосновение к будущему"), на котором демонстрируются не только новейшие мировые тенденции в сфере образовательных технологий, но и конкретные достижения университета в этой области. А вузу есть чем гордиться: в настоящее время здесь создана уникальная ИТ-инфраструктура, в составе которой 22 системно интегрированные многофункциональные аудитории, не похожие друг на друга. Среди оборудования - интерактивные доски Smart, беспроводные проекторы Panasonic, эргономичные проекторы Mitsubishi и Sony. Можно говорить о том, что в университете создана оригинальная экспериментальная площадка, где преподаватели отрабатывают новейшие образовательные подходы к подаче всего спектра гуманитарных дисциплин, которые изучают все студенты. В ближайших планах РГГУ - создание комплексного решения и распространение имеющегося опыта на другие дружественные вузы. Своим видением настоящего и будущего ИТ в гуманитарном образовании поделился директор Института новых образовательных технологий и информатизации РГГУ Сергей Викторович Кувшинов.

Сергей Кувшинов: “Сегодня ИT бросают

вызов традиционной культуре общества”

- Не секрет, что сегодняшний студент, родившийся в эпоху Интернета и ИТ, становится "органично внедренным" в них, и именно поэтому наши образовательные учреждения уже столкнулись с проблемой обучения студента нового типа - "ИT-студента". Перед преподавателями встает задача обеспечения такого образовательного процесса, который бы соответствовал новой ИT-культуре. Эти реалии вызвали к жизни и появление в рамках РГГУ нашего института. Он как раз занимается не только ИТ-обеспечением учебного процесса, но и разработками принципиально нового методического и методологического обеспечения. Мы считаем, что если не сделать этого сегодня, то завтра мы можем оказаться на задворках европейского образования - и не столько технологически, сколько концептуально: сложится такая ситуация, что мы уже никакими способами не сумеем привлечь студентов в университетские аудитории. А пока что информационно-коммуникационные технологии служат дополнительной и достаточно сильной мотивацией к погружению в гуманитарное знание, и эту ситуацию необходимо использовать.

Кроме того, ИТ - это современный инструмент, помогающий интенсифицировать учебный процесс, эффективно усваивать знания, а самое главное - сделать обучение эргономичным. Общеизвестно, что когда человек не только слушает, но и пишет, он лучше понимает и запоминает. Однако в эпоху ИТ традиционное конспектирование лекций уступает место другому виду деятельности. Сегодня студенческий конспект - это не просто тетрадь для записей, а многостраничный раздаточный материал по каждой теме (или по всему курсу) - конспект-органайзер, где студент делает заметки, занося дополнительные (к уже имеющимся) записи и соображения в печатную или электронную версию, оперативно решает творческую задачу, поставленную преподавателем. Здесь реализуются не только новые технологии обучения, но и новые способы освоения, "впитывания" знаний, специфические, я бы сказал, интеллектуальные технологии. Имеются данные о том, что с их помощью достигается более серьезный уровень "заглубления" знаний, расширяется и мотивация студентов. Исследования в этой области ведет в настоящее время и наша лаборатория активных методов обучения (в том числе с применением авторских психолингвистических методик).

Перед преподавателями встает задача обеспечения такого образовательного процесса, который бы соответствовал новой ИT-культуре.

Наша задача - с помощью высоких технологий научить студентов оперативно извлекать нужную информацию из аудио-, видео-, текстовых и графических источников, классифицировать, систематизировать, творчески перерабатывать и, наконец, креативно использовать в решении поставленных проблем, причем не только учебного характера. Если эти механизмы, интеллектуальные технологии задействованы в преподавании всех дисциплин, то к пятому курсу мы получаем самостоятельно мыслящих, социально-активных молодых специалистов.

Разумеется, и от преподавателей такие методики требуют специальных, "ИТ-ориентированных" знаний. Например, в связи с распространившейся ныне практикой "скачивания из Интернета" письменных работ и рефератов преподаватель должен располагать специальными программными средствами для определения степени оригинальности или заимствования студенческой работы. Скажем, когда мне приходится общаться со студентами на предмет выполнения самостоятельных работ, я сразу приношу им диск и даю ссылки в сети: "Вот вам сборник рефератов по моему курсу - посмотрите их, оцените; вот вам тема, которой, правда, нет в этом сборнике, вот вопросы, которые должны быть вами отражены, давайте их обсудим". Когда я, преподаватель, хорошо знаю, что есть в Сети по этому вопросу, то мне нельзя сдать работу, скачанную оттуда. Конечно, студенческий реферат - по определению работа компилятивная, но это нужно делать грамотно - с правильным цитированием, комментированием, анализом. Если студент понимает, что конкретно от него требуется и что из этого он может почерпнуть в Интернете, он обычно поступает правильно - идет в библиотеку, медиатеку и на консультацию. И когда этот этап наступает, можно подумать и о зачете.

Для педагогов в университете открыта школа ИТ. Каждый семестр там проходят подготовку преподаватели РГГУ - для них обучение бесплатное; с педагогов из других вузов, школьных учителей взимается небольшая, почти символическая плата. Поток желающих овладеть ИТ (а среди них преобладают как раз преподаватели-предметники) увеличивается с каждым семестром.

Что же касается ДО, то дистанционные технологии мы с успехом используем в процессе очного обучения для его интенсификации. Например, профессора из Германии с помощью видеоконференцсвязи ведут занятия с нашими студентами, студенты из Нанта вместе со студентами РГГУ изучают культуру Европы. В компьютерных классах задействованы новейшие видеопрезентационные мультимедийные технологии, делающие процесс дистанционного общения более креативным. Мы не применяем ДО для организации заочного (удаленного) обучения, так как считаем, что в его нынешнем виде это часто превращается просто в форму торговли документами о высшем образовании.

Одним словом, сегодня без построения единой образовательной hi-tech-среды вуза невозможно существование современного образовательного пространства, тем более что ИT бросают вызов традиционной культуре общества.