ПРОЕКТЫ
Компания "ЛокомоСкай" (www.locomosky.ru) подписала соглашение с фирмой "ЛЕО-Телеком" (www.leo.ru), предусматривающее строительство аппаратов аэростатного типа для использования их в качестве носителей систем связи. Такого рода комплексы телекоммуникационного оборудования планируется применять главным образом для организации связи в труднодоступных регионах, в том числе в местах добычи полезных ископаемых.
"ЛокомоСкай" специализируется на проектировании и производстве аэростатов, грузовых дирижаблей, дирижаблей мониторинга и геологоразведки. "ЛЕО-Телеком" - системный интегратор, ориентированный на выполнение проектов производственно-технологической связи. Теперь они решили объединить усилия в создании аэростатного комплекса связи и изучении на его основе нового сегмента телекоммуникационного рынка.
Как отметил Виктор Прохоров, генеральный директор "ЛокомоСкай", по проекту объем аэростата для подъема комплекса связи составит 3000 м, его длина - 38 м, максимальная высота подъема - 4 км. Продолжительность стоянки аэростата на рабочей высоте будет не менее ста суток. При строительстве нового аэростатного комплекса будут использованы, по словам г-на Прохорова, только отечественные технологии и материалы, не уступающие зарубежным аналогам.
Виктор Прохоров: “Средний
объем капиталовложений в
развертывание аэростатного
узла связи составляет
30-50 млн. руб.”
Наземная часть комплекса включает в себя аэростатное удерживающее устройство, оснащенное аэростатной лебедкой, устройство воздухоснабжения, систему контроля и обслуживания, средства энергообеспечения, наземный пункт управления и технику радиосвязи.
Средняя стоимость такого аэростатного комплекса связи составит порядка 30-50 млн. руб., что значительно дешевле, чем транспортировка и установка ретрансляционной вышки. Составная часть комплекса связи и полезная нагрузка может варьироваться в зависимости от необходимой высоты подъема (от 450 кг для подъема на уровень 4 км и до 800 кг для 2 км). При этом в числе основных преимуществ аэростатного комплекса называются его мобильность, минимальные затраты на обслуживание, а также большая зона покрытия связи.
При высоте подъема аэростата на 2-4 км дальность радиопокрытия в пределах прямой видимости составит 160-226 км. По оценке участников проекта, единичный аэростатный узел, работающий на максимальной высоте 4 км, при установке на нем связной аппаратуры соответствующей мощности и пропускной способности означает экономию капитальных вложений в размере более 10 млн. долл.
По мнению Марины Фоминой, коммерческого директора "ЛЕО-Телекома", комплексы подобного типа могут быть также использованы в городах для организации практически любого типа связи, в том числе сотовой, постоянного доступа в Интернет, трансляции теле- и радиосигналов. Пока же состав радиооборудования, заказчик и место размещения опытного образца аэростатного комплекса не определены.
Следует отметить, что в последнее время проекты гражданских аэростатных систем связи, теле- и радиовещания в России появляются не реже чем раз в два-три года. Но дальше презентаций и опытных образцов дело обычно не заходит. Например, два с половиной года назад Московский научно-исследовательский телевизионный институт (МНИТИ, www.mniti.ru) представил на выставке "Связь-Экспокомм-2004" результаты своей научно-исследовательской и опытно-конструкторской работы по созданию комплекса видеосъемки, формирования и передачи телепрограмм на основе привязного аэростата. Но никаких сведений о дальнейшем применении этой разработки не поступало.
Все это касается и мирового телекоммуникационного сообщества. Уже почти десять лет обсуждаются гражданские проекты по использованию аэростатов, высотных стратостатов и дирижаблей в качестве опорных систем связи типа "Интернет для всех". Казалось бы, создав ретранслятор по образцу сотовых сетей и расположив аппаратуру на высотах в 3-10 км и более, операторы и корпоративные пользователи получают уникальную возможность для покрытия больших территорий современными системами связи.
В США, Европе, Японии давно уже разработаны опытные системы такой связи, но до сих пор их внедрение задерживается из-за серьезных ограничений по надежности. Любой самолет или аэростат подвергается действиям неблагоприятной погоды, а в случае сильной грозы может пострадать не только радиоаппаратура, но и сам летательный аппарат.
"Из современных геофизических исследований известно, что грозы являются основным элементом глобальной электрической цепи и происходят непрерывно, охватывая весь земной шар, - заявил Александр Зайцев, завсектором Института земного магнетизма, ионосферы и распространения радиоволн Российской академии наук (ИЗМИРАН, www.izmiran.rssi.ru). - При этом эффект в виде молний охватывает не только высоты от грозовых облаков до уровня земли, но также и от облаков до нижней ионосферы на уровне 80-100 км. Известно несколько разновидностей электрических разрядов, по своей форме и масштабу отличающихся один от другого: BLUE JET, SPRITE, ELVE. Фактически все они представляют собой "пробойный процесс" между вершиной грозовой области и ионосферой. Понятно, что при попадании аэростата или дирижабля под действие такого процесса неизбежно повреждение как электроники, так и самого летательного аппарата".
Схема электрических явлений в атмосфере, сопровождающих
грозовую активность
По мнению г-на Зайцева, вариант, описанный в книге Даниила Гранина "Иду на грозу", в случае с аэростатом или высотным стратостатом почти гарантирован. К сожалению, по этой причине такой вариант и не годится для организации качественных систем связи. "Если сама связь у вас часто и непредсказуемо рвется, это не бизнес, - отметил Александр Зайцев. - Можно еще согласиться иметь такую связь для военных, в некоторых случаях она им нужна, но для мирных условий принять в эксплуатацию подобную сеть, в которой связь может неожиданно "вылететь", никак нельзя".
Тем не менее в "ЛокомоСкай" и "ЛЕО-Телекоме", очевидно, считают иначе. По словам г-на Прохорова, завершение начального этапа сотрудничества компаний, предусматривающего строительство и опытную эксплуатацию первого образца подобного аэростата, запланировано на первое полугодие 2008 г. Он не исключил также возможность серийного производства таких аэростатных комплексов.