ИНТЕРВЬЮ

Подготовил Олег Лукоев

  В последние годы транснациональные компании - Intel, IBM, HP - стали проявлять большой интерес к российскому образованию, вкладывать значительные средства в различные инициативы, с ним связанные. Мы решили поинтересоваться мнением по этому вопросу у проректора по информатизации и новым технологиям образования Российского государственного гуманитарного университета (РГГУ, www.rggu.ru), члена Клуба авиастроителей (www.as-club.ru) Сергея Викторовича Кувшинова.

Сергей Kувшинов

  PC Week: Чем объяснить такой интерес ИТ-грандов к в общем-то скромной сфере российского образования?

Сергей Kувшинов: Вы действительно очень точно уловили тенденцию нашего времени, когда многие компании, как создатели программного обеспечения, так и производители оборудования - сетевого, компьютерного, аудиовизуального, увидели в российском образовании серьезный рынок для своих продуктов. До недавних пор они его просто не замечали и ориентировались на крупные коммерческие структуры, а сегодня рынок образования становится для них приоритетным.

Причина в том, что “меловой период” в истории цивилизации еще не закончился. Хотя, по научным данным, он уже завершился, но в образовании - продолжается. В большинстве компьютерных классов в России сплошь и рядом пишут мелом, что не только не эффективно, но иногда и просто недопустимо. У нас ведь еще очень часто используются традиционные, а если называть вещи своими именами, то просто средневековые технологии подачи учебного материала. Наше образование только делает вид, что разрабатывает новые образовательные методики на базе хай-тека, а на самом деле они укладываются в старую схему репродуктивной передачи знаний. Сегодня стоят уже другие цели и задачи по внедрению новых технологий.

Сейчас одна из главных задач - это создание устойчивой мотивации у студентов к получению знаний, другая - поиск новых форм и инструментов освоения этих знаний. Возможности современных технологий буквально подсказывают нам, что надо в корне менять как сам учебный материал, так и способы его доставки, переработки, приемы творческого применения. Это основано на том, что аудиовизуальные, компьютерные, интерактивные и другие технологии сегодня задействуют практически все каналы восприятия информации. Появляется новая культура образования - мобильная, аудиовизуальная и т. д.

Нельзя не отметить, что и в правительстве изменилось отношение к образованию, здравоохранению и другим социальным программам, - они становятся первоочередным приоритетом, стратегическим направлением вложения государственных средств. Хоть и не быстро все происходит, но мы начинаем это внимание на себе ощущать. Именно потому и западные компании стремятся завоевать позиции на данном рынке. И в этом нет ничего плохого, поскольку вместе с активным выходом на рынок зарубежные компании открывают и массу социальных программ по поддержке и развитию российского образования. Уместно назвать очень масштабные программы корпорации Intel, Microsoft, программы компании Smart Technologies по использованию интерактивного оборудования и т. д.

Дело внедрения новейших технологий образования принесет успех только тогда, когда станет непосредственной заботой всех участников и организаторов образования, от министра до учебно-вспомогательного персонала вуза. Это должно стать главным вектором образовательной политики.

Спецификой сегодняшнего дня является и то, что компьютерные технологии выступают в сплаве с презентационными, аудиовизуальными и коммуникационными. Даже мобильные телефоны начинают работать на образование. Чтобы все эти технологии принесли пользу, необходимо выработать единую политику их продвижения. Надо тщательно продумать концепцию модели Hi-Tech-образования и весь процесс усвоения знаний, сделать обучение более креативным, ведь если задуматься, то учеба - это одна из ключевых насущных потребностей цивилизованного человека. Учебный процесс должен доставлять удовольствие и удовлетворение и тому, кто учит, и тому, кто обучается. Вот наша задача! Не зря за рубежом уже давно появился термин “edutainment” - английское слово, образованное из двух: “обучение” и “развлечение”. Суть его - в предоставлении знаний через активные, если хотите, зрелищные технологии.

Если говорить о том, что мешает внедрению новых технологий в образование, то главным препятствием, так сказать, слабым звеном, вполне серьезно можно назвать наш профессорско-преподавательский состав. Мы сегодня с полным правом можем сказать, что ИТ-студент, то есть студент, полностью владеющий самыми современными ИТ, уже появился, он готов получать знания новым способом. Беда в том, что пока нет ИТ-преподавателей, которые смогут ему эти знания таким образом дать. Поэтому самая важная задача сегодня - подготовка и переподготовка профессорско-преподавательского состава, точнее даже, создание преподавателей новой формации. Надо не просто освоить новые технологии, а научиться эффективно соединять их со всем наработанным опытом российской педагогики. Тогда новый инструментарий, сращенный с большим опытом, даст желаемый результат и студентам будет интересно учиться, они будут делать это с удовольствием. Тогда и результат будет другого качества. Стоит отметить, что в неумелых преподавательских руках даже самая умная техника не поможет.

     PC Week: Расскажите более конкретно о том, что делается в этом направлении в вашем университете.

С. К.: Информатизация учебного процесса - это одно из стратегических направлений развития нашего вуза, по сути дела это программа его стратегического развития. Наш корпоративный девиз - “Вековые традиции и современные технологии”. Кстати, РГГУ - один из первых университетов, где введена должность проректора по информатизации и новым технологиям образования. Мы активно взаимодействуем с проректорами по научной и учебной работе, но у нашей службы своя специфическая сфера деятельности.

Нам в этом отношении повезло еще и потому, что гуманитарные науки лучше всего ложатся на самые современные высокие технологии. Честно говоря, у нас в университете даже понятие “компьютерный класс” вышло из обихода, как что-то устаревшее и не вполне адекватное. Сегодня в РГГУ функционируют 22 многофункциональные аудитории, в которых идет учебный процесс по всему спектру гуманитарных дисциплин.

По-моему, одни названия этих аудиторий говорят сами за себя: “мультиплексный класс”, “класс интерактивной визуализации”, “визионариум”, “класс мобильных технологий”, “мультимедийный лингафонный класс”, “класс виртуальные чернила” и другие. В этих классах мы стараемся найти рациональные формы ведения учебного процесса с использованием методических обучающих комплексов нового поколения. Проводные и беспроводные проекционные устройства, многоканальный звук, современные сетевые интернет-технологии, интерактивные устройства типа Smartboard - все это заставляет перестраивать весь процесс обучения, менять планировку помещений, одним словом - создавать новую среду эргономичного обучения. Даже к дизайну помещения, к конструкции студенческих столов, к микроклимату в классе предъявляются новые требования. Но вместе с этим возникает и более важная задача - создание новых методических пособий (как для студентов, так и для преподавателей), которые обеспечат высокое качество образования с использованием всех новейших медийных технологий. У нас существуют несколько учебно-научных центров, в которых преподаватели совместно со студентами разрабатывают “модельные” обучающие комплексы нового поколения.

Итак, первая часть - это высокотехнологичное оборудование наших классов, вторая - обучающие программы, специально предназначенные как для работы в них, так и для самостоятельной работы, третья - сами ИТ-преподаватели, которые могут эффективно пользоваться всеми имеющимися средствами для достижения своих образовательных целей. Чтобы подготовить таких специалистов, в РГГУ была открыта школа ИТ-преподавателей и школа педагогического мастерства. Мы учим педагогов тому, как хай-тек может помочь им перейти от старой парадигмы преподавания к новой, от репродуктивного образования - к креативному. Еще одна задача этой школы - сохранять, аккумулировать накапливаемый годами опыт преподавания, органично вписывая его в новую образовательную среду классического университета.

Естественно, работа идет не только в стенах школы, у нас постоянно действуют семинары, конференции, проводятся различные конкурсы. Мы не могли бы продвинуться на этом нелегком пути, если бы у нас не было надежных партнеров. С нами очень плодотворно работают такие компании, как Mitsubishi Electric, Polymedia, Smart Technologies, Sanaco, и еще целый ряд не менее известных фирм. Очень интересно, что сегодня не только они решают, какое оборудование нам поставить, но и мы выставляем совершенно определенные требования к их оборудованию, которое должно работать в системе образования. Вот один из примеров: мы несколько раз высказывали Mitsubishi Electric свои пожелания по поводу их проекционных аппаратов, отмечали, что нас устраивает, а что нет. Через определенное время мы видим уже новые модели проекторов с реализованными функциями, которые нас вполне устраивают, а у фирмы появляется новая линейка оборудования, специально предназначенная для образования. Сегодня сами педагоги, вузы, школы могут стать полноценными заказчиками новейших аудиовизуальных, интерактивных и других устройств. Мне кажется, очень важно подчеркнуть тот уровень сотрудничества, на который мы вышли: крупные зарубежные компании почувствовали в российском образовании полигон для отработки своего оборудования, своих высокотехнологичных решений. Мы ищем эффективные способы его применения, у нас для его использования создана достаточно “агрессивная” среда, причем это реальные, а не лабораторные условия: настоящие преподаватели и студенты, настоящие похолодание и жара, добрые десять часов непрерывной работы, частое включение и выключение устройств. На основании такого тестирования (которое представляет собой обычный учебный процесс) мы можем сделать вывод о том, подходит оборудование для системы образования или нет.

  PC Week: Вы убедили меня, что РГГУ - лидер на этом нелегком пути информатизации образования. А есть ли хоть кто-то еще на нашем огромном российском рынке?

 С. К.: Прежде всего я хотел бы сказать, что у нас в России более 30 своих филиалов, кроме того, мы активно ищем партнеров. Недавно к нам приезжали коллеги из региональных вузов, которые рассказывали нам о своих проблемах, а мы им - о своих методиках, планах, проектах. Вообще мы с удовольствием делимся большинством своих разработок, говорим о них на конференциях и семинарах, поскольку прекрасно понимаем, что в одиночку многие задачи решить не сможем. Но когда коллеги из других университетов просят у нас проекты наших мультимедийных классов, чтобы повторить их у себя, мы им отвечаем: “Не надо повторять то, что уже существует, делайте лучше, делайте следующий шаг. Мы отдаем свой проект для того, чтобы его развивали дальше, чтобы через год мы могли на основе уже вашего опыта получить нечто новое!” Только в таком сотрудничестве, партнерстве можно постоянно развиваться и строить новый процесс образования.

Я хочу специально отметить, что партнеры на этом пути у нас есть не только в Москве, но и в Самаре, Уфе, Казани, многих других городах. Сейчас новые технологии образования мы пытаемся развивать и в средней школе. В Москве, в лицее N 1550, мы будем реализовывать такие подходы в рамках государственной экспериментальной площадки, научным руководителем которой я стал в этом году.

Мы чувствуем себя своеобразной “точкой кристаллизации” создания моделей новейших образовательных решений, но с сожалением должен отметить, что повсеместного характера эта тенденция не носит. Думается, что такие программы перевода образования на новый технологический уровень должны вестись и курироваться министерством как-то особо. Честно говоря, это не наша задача.

Что касается Министерства науки и образования, могу сказать, что они нам не мешают, за что мы им искренне благодарны. Мы участвуем во всех конкурсах и грантах, которые проводит федеральное агентство, и все же, на наш взгляд, министерству следует быть более активным в деле внедрения новых технологий образования в жизнь. Сегодня уже нужны решения на уровне правительства. Вот несколько примеров.

Самые современные доски для учебных аудиторий - интерактивные компьютерные: вы пишете на них специальным маркером, а написанное сохраняется в компьютерном файле, который мгновенно передается слушателям, сохраняется на магнитных носителях. Этими файлами могут воспользоваться те, кто не смог быть на уроке. Мало того, полностью снимается головная боль с записью лекций, трудностью в усвоении материала, так как материал записан и может быть многократно воспроизведен.

Такая интерактивная smart-доска кардинально меняет характер преподавания, он действительно становится креативным и увлекательным. У нас в России подобных досок около тысячи. В Великобритании их внедрение осуществляется в рамках государственной программы, там установлено 77 тыс. таких досок в школах и университетах. В Мексике по специальному распоряжению президента будет установлено 150 тыс. smart-досок, т. е. практически во всех учебных классах страны! Цель таких инсталляций - сделать так, чтобы детям (отнесем к их числу и студентов) было интересно учиться, легче углубляться в изучение предметов, а преподавателям дать эффективный инструмент для реализации своих самых смелых педагогических замыслов. Можно только мечтать о том, чтобы такие программы реализовывались у нас. Вот тогда и появится среда для развития всех сопутствующих ей элементов, обмена методическими разработками и т. д.

  PC Week: А как вы относитесь к интернет-образованию, иначе говоря, к дистанционному образованию?

 С. К.: Хоть это идет вразрез с общей тенденцией, но мы к дистанционному образованию относимся отрицательно. Слишком часто все это становится бизнесом по продаже дипломов об образовании. Мы ни в коем случае не хотим запретить дистанционное обучение, только стремимся к тому, чтобы оно было поддержкой традиционному классическому. Все, что студент не понял на лекции, он может восполнить из обучающих программ, которые есть на университетском сайте в Интернете. Через Интернет у нас проводится обучение, выполняются контрольные работы, выставляются оценки, но это не единственная форма обучения, а дополнительная, служащая лишь для интенсификации очной формы.

Сегодня у многих студентов есть карманные компьютеры с беспроводным доступом, с помощью которых они могут загрузить необходимую информацию и просматривать ее там и тогда, где и когда выпадет свободная минута, будь то в метро или “Мак-Дональдcе”. Это одна из наших основополагающих идей: образовательное пространство должно быть доступно студентам всегда и везде. Я не могу пока сказать, что нам такую поддержку удалось реализовать по всем дисциплинам, но по многим она есть, и мы продолжаем работать в этом направлении.

PC Week: Как я понимаю, студенты, на ваш взгляд, уже готовы к новым формам обучения?

 С. К.: Более того, сегодня мы находимся в уникальной, я бы сказал, идеальной ситуации для системы образования, когда новые технологии - это дополнительная мотивация к обучению. Буквально завтра все эти карманные компьютеры, DVD- и MP3-плейеры, медиавьюеры перестанут быть заманчивой новинкой, притягивающей внимание молодежи. Сегодня молодые люди искренне хотят применять все эти новые устройства с пользой для себя, и мы просто обязаны воспользоваться этой уникальной ситуацией и дать им образовательные программы посредством этих устройств и технологий. Если нам удастся их заинтересовать, сделать учебный процесс привлекательным, то завтра будет гораздо легче строить эффективные бизнес-процессы.

Взять хотя бы мой не слишком “навороченный” телефон Siemens: в нем есть учебный курс по истории науки и техники со схемами и картинками, а есть и “Фауст” Гете. Честно говоря, ни то ни другое я читать с помощью мобильного телефона не собираюсь, но держу это при себе как пример того, что при желании и необходимости можно воспользоваться этими ресурсами. С открытием нового сервиса i-mode эти возможности становятся много шире. Сегодня вовсю используется термин mobile-learning - обучение с применением мобильных средств связи, и можно предположить, что завтра появится mobile-university.

В заключение хочу обратить ваше внимание еще на несколько “мелочей”. Мы прекрасно понимаем, что новые аудиовизуальные и мультимедийные занятия становятся для слушателей достаточно серьезной умственной и психофизической нагрузкой, поэтому стараемся создать специальные возможности для релаксации и рекреации студентов. Пространство университета должно хотя бы отчасти решать и эту задачу. Находящиеся в нашем университете учебный художественный музей имени И. В. Цветаева, музей “Другое искусство”, экспозиция Политехнического музея, органично встроенные в залы и коридоры вуза, стали как бы открытым учебным классом, создающим новую образовательную среду и, если хотите, ощущение храмовости науки и искусства.

В коридорах Института новых образовательных технологий РГГУ развешаны постеры мировых музеев науки и техники из коллекции Политехнического музея, в фойе стоят подлинные экспонаты из его запасников. Все это помогает студентам отвлечься, переключить внимание и немного расслабиться. Объекты уникальной техники, в особенности прошлых времен, как-то по особому влияют на создание новой среды и психологического климата в нашем университете. Наука, техника, Hi-tech и искусство - одной по сути природы, это надо понять и это надо почувствовать!

  PC Week: Спасибо за беседу.

Версия для печати