Прошедшая выставка Netcom’96 порадовала нас не только тем, что на ней предлагалось покупать оборудование и создавать на его базе системы компьютерной телефонии (безусловно, красивые и очень современные, может быть, даже где-то в чем-то и полезные), но и демонстрировались конкретные прикладные разработки, выполненные российскими фирмами.

 

Последние новинки из жизни “китов компьютерной телефонии” можно было увидеть на стенде московской фирмы CompTek, дистрибьютора корпорации Dialogic, создающей оборудование для систем компьютерной телефонии, и партнера фирмы VocalTec, выпускающей ПО для систем компьютерно-телефонной интеграции (CTI  -  Computer Telephoty Integration) на базе оборудования Dialogic.

 

На выставке была показана последняя новинка фирмы VocalTec  -  ПО Internet Telephony Gateway, позволяющее осуществлять телефонные переговоры через сеть Internet с обычного телефона. Для этого, правда, требуются голосовые платы Dialogic (в зависимости от числа требуемых линий надо установить одну или две платы), обеспечивающие четыре варианта взаимодействия: телефон  -  компьютер, телефон  -  телефон, компьютер  -  компьютер, компьютер - телефон. “Безусловно, самым интересным вариантом представляется соединение двух обычных телефонов”,  -  считает Аркадий Волож, генеральный директор CompTek. Минимальные требования к компьютеру (для обеспечения работоспособности одной линии): ПК на базе DX4/100, 24 Мб ОЗУ, ОС Windows NT 4.0 Workstation. По мнению г-на Воложа, нынешнее состояние российского рынка CTI таково, что продажи продукта по дистрибьюторским каналам вряд ли увенчаются головокружительным успехом. Более разумным представляется распространение Internet Telephony Gateway в виде составной части готового корпоративного решения. По его словам, фирма CompTek вошла в число первых двадцати покупателей новой системы в мире.

Развитие компьютерной телефонии в России осложняется применением пульсового набора телефонного номера, на что не рассчитаны платы корпорации Dialogic, выпускаемые по американским телефонным стандартам. Однако Алексей Амилющенко, эксперт по системам CTI фирмы CompTek, рассказал, что сейчас Dialogic проводит бета-тестирование платы D/41 ESC IDPO, способной распознавать пульсовый набор. Эта плата разрабатывалась специально для России. Безусловно, на рынке CTI представлены разнообразные платы преобразования “пульс-тон”, производимые, например, фирмой AeroTel (Израиль). “Это прекрасные платы,  -  объяснил г-н Амилющенко.  -  Загвоздка в одном: пульс должен дойти до платы преобразования, что в наших условиях оказалось практически недостижимо”. Остаются два варианта: использовать платы распознавания речи или убедить корпорацию Dialogic разработать новые голосовые платы. Как показал опыт, оба варианта оказались жизнеспособными.

 

Фирму “Светец” (Электросталь) можно, очевидно, отнести к разряду патриархов российской компьютерной телефонии: она создает прикладные системы CTI на базе оборудования Dialogic с 1994 г. Основные потребители этих систем  -  банки, которые начали заказывать такие системы еще три года назад. Сегодня в списке сданных проектов в области CTI фирмы “Светец” значится несколько десятков систем, установленных в самых различных уголках России, а также в СНГ. Наиболее популярные приложения  -  голосовая информационно-поисковая система (терминологический словарь может пополняться заказчиком самостоятельно), речевая и факсовая почта, системы “факс по запросу”, автоматические системы речевого оповещения и факсовой рассылки, системы автоматического обслуживания клиентов банка по телефону. Фирма “Светец” сотрудничает с известными отечественными разработчиками банковских программных продуктов (“Диасофт”, “Скил”, “Форс”).

 

“Но будущее,  -  считает Сергей Крестьянинов, генеральный директор фирмы "Светец",  -  вовсе не за достаточно узким кругом сугубо банковских приложений, а за многоцелевыми корпоративными системами”. Давно работая в этом сегменте рынка, г-н Крестьянинов отчетливо представляет себе ту границу, которая отделяет западного поставщика оборудования и ПО от российского потребителя и создает надежную нишу для отечественных разработчиков в области CTI. Во-первых, все ПО, приходящее от зарубежных поставщиков, обязательно нуждается в адаптации. Так, не ожидая милостей от Dialogic, специалисты фирмы “Светец” самостоятельно доработали встроенное ПО голосовых плат, добавив поддержку российских стандартов по телефонии. Во-вторых, по-прежнему действует хорошо известное правило: заказчику всегда требуется что-то, не предусмотренное стандартной поставкой. “Безусловно, в состав стандартного ПО, поставляемого корпорацией Dialogic, входят драйверы приложений,  -  отметил г-н Крестьянинов.  -  Однако процесс внесения незначительных изменений в это ПО на уровне кодов оказался столь мучительным, что наша фирма разработала свой язык сценариев приложений высокого уровня”. Может ли такой продукт стать объектом успешного бизнеса? По мнению г-на Крестьянинова, продавать такие средства в виде отдельного продукта не выгодно, причем не только у нас. На западном рынке CTI сложилась традиция поставлять такие средства (их и там единицы) в составе крупных проектов в виде дополнительных возможностей, предоставляемых заказчику.

 

Для фирмы “Артикс” системы CTI  -  новое направление деятельности, в рамках которого фирма предлагает как законченные приложения, так и инструментальные средства для создания приложений CTI. BroadsWord, программно-аппаратный комплекс, функционирующий на базе многоканальных голосовых плат корпорации Dialogic, предназначен для автоматического оповещения большого количества абонентов, например в целях информационного обслуживания, прямой рекламы товаров и услуг, напоминания о задолженности по оплате и т. п. Леонид Шугуров, исполнительный директор “Артикс”, считает, что неоспоримыми достоинствами этой системы являются графический Windows-интерфейс и программная платформа Windows 95, позволяющая достаточно просто интегрировать BroadsWord в среду электронного офиса. На выставке демонстрировалась также демо-версия системы предварительного анкетирования при подборе кадров, реализованная в среде DOS на базе речевого диалога с использованием технологии автоматического распознавания речи.

 

Любимое детище г-на Шугурова  -  оригинальное графическое средство создания приложений компьютерной телефонии в среде Windows. Причем сами приложения могут функционировать в различных ОС: DOS, Windows 3.1/95/NT, Unix. В ходе разработки приложения строится его модель в виде графа; корректность модели затем можно проверить с помощью аппарата теории графов, а затем отладить в интерактивном режиме и получить код приложения на языке Си или Си++. “Очень привлекателен для нас сегмент малого бизнеса,  -  помечтал немного г-н Шугуров.  -  В идеале хотелось бы выпустить недорогое средство разработки приложений, чтобы продавать его небольшим компаниям и частным лицам вместе с платами Dialogic”. Более того, неплохо бы вообще отказаться от необходимости применения голосовых плат заокеанского поставщика. Намечен и путь достижения этой цели  -  поддержка телефонного стандарта TAPI, который позволит приложениям функционировать на базе стандартных речевых модемов.

 

С 1990 г. на российском рынке информационных технологий работает предприятие “Внедренческий институт” (ВИ). В компьютерную телефонию фирма пришла из смежной области традиционной телефонии, в которой она изначально занималась созданием систем управления и сигнализации для АТС. На выставке Netcom’96 ВИ демонстрировал систему автодозвона и речевого оповещения абонентов, а также систему автоматического сбора и анализа информации о поступивших звонках. По словам Константина Дудкина, менеджера ВИ, опыт внедрения систем CTI на наших телефонных линиях показал, что “платы Dialogic для них слишком умные”. Г-н Дудкин отметил, что его фирма сейчас работает совместно с МГТС над устранением замеченного недостатка Dialogic. Еще одно направление деятельности ВИ, которое представляется перспективным с точки зрения CTI,  -  диаметрально противоположная (в плане совершенства инфраструктуры связи) область высокотехнологичных цифровых коммуникаций. Речь идет об обработке крупных потоков вызовов для линий типа E-1 или ISDN.

 

На выставке Netcom’96 показал свои достижения в области компьютерной телефонии Главный центр связи и спутниковых систем (ГЦССС) Морфлота России, о которых рассказал Виктор Городецкий, ведущий специалист центрального (московского) узла, поддерживающего функционирование этой ведомственной сети связи федерального уровня. Статус ведомственной сети заставляет центр выполнять триединые функциональные обязанности, являясь одновременно потребителем приложений (ГЦССС отвечает, в частности, за системы безопасности морского флота, обеспечивает связь между судами и т. д.), их создателем и телекоммуникационным провайдером. Основа разработок ГЦССС  -  оригинальная система коммутации каналов (или переадресации звонков) Call Routing, созданная на аппаратной базе корпорации Dialogic. По словам г-на Городецкого, коммерческая версия системы, выпущенная летом, уже пришлась по вкусу нескольким покупателям. На базе системы Call Routing можно реализовать приложения различного уровня сложности: от переадресации вызова в офисных системах до интеллектуальной маршрутизации звонков на уровне международных узлов связи. Например, как частная офисная система, Call Routing автоматически переадресовывает входящие звонки на тот номер, по которому абонент находится в данный момент; причем абонент может с любого телефона указать системе, куда и в какое время переадресовывать звонки.

 

В качестве каналов передачи исходящих звонков могут использоваться линии учрежденческих АТС, ведомственные каналы, спутниковая связь (VSAT, Inmarsat), а также шлюзы в сети российских операторов связи (“Ростелеком”, “Комстар”, “Совинтел”).

 

Установленная на городской или ведомственной АТС, система Call Routing может скрывать истинные телефонные номера абонентов, поскольку все входящие звонки будут поступать на “открытый” телефонный номер этой АТС и дальше переадресовываться средствами системы. Еще одним вариантом применения этой технологии является связь типа директор  -  секретарь, где в роли секретаря выступает абсолютно бесстрастный компьютер.

 

Исключительно для операторов услуг связи предназначена прикладная система интеллектуальной коммутации. Интеллектуальность системы заключается в том, что соединение происходит по оптимальному маршруту в зависимости от запрашиваемого сервиса. Встроенный механизм тарификации услуг автоматически настраивается на выбранный алгоритм обслуживания. По словам г-на Городецкого, ГЦССС получил согласие одного американского партнера на участие в пробной эксплуатации такой системы и в ближайшее время собирается объявить о предоставлении этой услуги.

 

Телефоны фирм: CompTek  -  (095) 135-4193, “Светец”  -  (095) 265-7518, “Артикс”  -  (095) 488-2529,

 

“Внедренческий институт”  -    (095) 923-7849, ГЦССС

 

Морфлота России  -   (095) 926-9348.

 

Елена Покатаева

 

Новые горизонты сотрудничества

 

17 октября объявлено о подписании соглашения между фирмой Artisoft и корпорацией Dialogic, направленного на усиленное внедрение систем компьютерной телефонии в малый и средний бизнес. Соглашение касается ПО обработки документов InfoFast 1.0 и факсимильной информации, производимого Artisoft на базе плат Dialogic.

Версия для печати