Рецензии

 

В моих руках второе издание книги Дэвида Васкевича "Стратегии клиент/сервер"  -  выпущенный недавно киевским издательством "Диалектика" перевод американского энциклопедического справочника, имеющего подзаголовок "Руководство по выживанию для специалистов по реорганизации бизнеса". Я держу его на рабочем столе, периодически обращаясь к различным его главам (всего их 17), и не скрою, что такого удовольствия мне давно не доводилось испытывать от чтения технической литературы.

 

Автор книги Дэвид Васкевич  -  известный в компьютерных кругах человек, ныне сотрудник корпорации Microsoft, последние десять лет участвующий в развитии стратегий клиент - сервер и знающий всю их подноготную. Свой монументальный труд (в нем 384 страницы) он выстраивает в виде последовательного повествования о компьютерной индустрии, о пути, который она прошла с 1900 (!) года, о ее новых технологиях, повлекших техническую революцию и революцию в бизнесе в последние 20 лет, делая акцент на том, как современные системы, построенные в архитектуре клиент - сервер, смогут сделать любой бизнес более конкурентоспособным.

 

Первые главы книги посвящены обсуждению вопросов автоматизации рабочих мест и тем проблемам, которые этот процесс принес корпорациям, не умеющим строить масштабируемые распределенные компьютерные системы и приложения для них. Далее идет разговор о компонентах электронного офиса, локальных и глобальных сетях, моделях данных, базах данных (иерархических, реляционных и объектно-ориентированных) и языке SQL, больших компьютерах и их взаимодействии с ПК, CASE-технологиях, интерфейсах и протоколах и, наконец, о проектировании и построении систем клиент - сервер и приложений для них. И что важно  -  каждая глава содержит экскурс в историю вопроса, подробный обзор ключевых понятий и размышления о тенденциях дальнейшего развития. Поэтому читатель не чувствует себя "брошенным в кипяток": у него нет неуверенности, даже если он не владеет глубоко той или иной тематикой (будь то сетевые технологии, БД или Интернет). Все, что необходимо для понимания клиент-серверных систем на концептуальном уровне, автор помещает в посвященной этим вопросам главе.

 

Несмотря на серьезность затрагиваемых тем, книга написана восхитительным  -  легким и живым  -  языком, повествование перемежается остроумными замечаниями и нестандартными выводами. Чего стоят одни заголовки: "Болезненный вопрос  -  болезненный ответ", "Если воробей и упал, зачем об этом знать главному руководителю", "Люди (и собаки) нуждаются в возможности управлять ситуацией" и т. п.

 

Если говорить о том, на кого рассчитана эта книга, то, на мой взгляд, она, несомненно, должна лежать на столах руководителей корпораций, отвечающих за информационные технологии, системных аналитиков, менеджеров и разработчиков информационных систем. Кроме того, она исключительно полезна администраторам и архитекторам корпоративных баз данных и программистам, желающим идти в ногу со временем.

 

Единственный недостаток этого фолианта (который можно отметить, следуя традиции критического подхода ко всякой литературе, свойственной редакторам)  -  слишком мелкий шрифт и отсутствие иллюстраций. Но это мелочи по сравнению с тем удовлетворением, которое наверняка получит специалист, озабоченный построением долговечного и работоспособного клиент-серверного приложения, получив по прочтении книги ответы на большинство волнующих его вопросов (в том числе и на такой: как убедить босса в целесообразности предлагаемого разработчиком решения).

 

Осмелюсь утверждать, что эта книга относится к числу тех редких изданий, которые оказывают серьезное влияние на мышление специалистов компьютерной индустрии. Недаром ее первый выпуск мгновенно стал в Америке бестселлером. Мне представляется, что она обретет популярность и в России, поскольку нуждающийся в ней контингент уже сформирован и превышает 5 тысяч  -  тираж книги. Так что не мешкайте (в Москве книга уже появилась).

 

Телефон издательства "Диалектика" : (044) 266-4074, 266-3147.

 

Елена Монахова

Версия для печати