Такие разные, разные тендеры...
Окончание. Начало см. PC Week/RE № 49/96, с. 41.
В условиях возросшей конкуренции участие российских фирм во всевозможных тендерах, проводимых как в России, так и на Западе, становится все более привлекательным. Но для реальной победы в крупном честном тендере необходимо иметь определенный опыт участия. Иногда грамотный участник может добиться отмены решения тендерного комитета и назначения повторного рассмотрения предложений. Важно своевременно получить информацию, чтобы в случае заведомо необоснованного решения попытаться противостоять ему. Наверное, здесь нет общих рекомендаций (либо их публикация нежелательна), но опыт в этом деле, как и в адвокатской практике, приходит с ростом числа прецедентов.
Крупные фирмы международного масштаба, как правило, имеют группу специалистов, занимающихся подготовкой документов и участием в тендерах. И если, скажем, HP выигрывает в Азербайджане восемь тендеров из девяти, то это характеризует качество работы такой группы, при том что компания везде стремится играть по правилам.
Кто блюдет законы
Как это ни удивительно, но независимая Украина оказалась наиболее прогрессивной в упорядочении тендерных правил - ее кабинет министров утвердил “Положение о порядке организации и проведения международных тендеров” уже в октябре 1993 г. Документ небольшой (15 страниц), но тщательно проработанный. В нем, в частности, определены виды тендеров, объекты (список работ, услуг, товаров), оговорено, какие фирмы не могут принимать участие в тендерах (фирмы, признанные банкротами, или такие, на которые заведено дело о банкротстве; которые своевременно не платят налоги и игнорируют другие обязательные платежи, и т. п.).
Поскольку подобный документ попал к нам впервые и показался очень интересным, хочется отметить и просто процитировать особенно важные позиции.
Во втором разделе Положения обозначен порядок проведения, назначения сроков подготовки и объявления торгов. Для открытых торгов определены СМИ, где должна быть опубликована информация о тендерах.
Условия заказчика, установленные до объявления тендера и утверждения регламента их проведения, обязательны для тендерного комитета.
Тендерный комитет разрабатывает:
- программу подготовки тендера;
- тендерную документацию, в которую входят: инструкция для участников тендера; начальные стандартные требования к контракту; детализированная спецификация; форма гарантийного листа; проект договора.
По решению тендерного комитета предложения, которые предполагают передачу (перепродажу) всего контракта субподрядчикам (субпоставщикам), могут быть отклонены.
Если цены, предложенные каждым из участников, превышают сумму, на которую рассчитывал заказчик, он вправе объявить тендер несостоявшимся (но, естественно, до того, как будет определен победитель).
Контроль за проведением международных торгов осуществляет Министерство внешних экономических связей (МВЭС) Украины. Не позднее, чем через семь рабочих дней после окончания тендера, тендерный комитет обязан письменно информировать о его результатах всех претендентов, а также опубликовать итоговые сведения в прессе и представить отчет в МВЭС.
На запрос любого участника тендерный комитет обязан сообщить, по каким причинам было отклонено его предложение, на каких основаниях предпочтение отдано другому исполнителю.
Если МВЭС выявляет нарушения установленного законом порядка проведения тендера, торги объявляются недействительными. В этом случае заказчик или фирма-организатор компенсирует претендентам затраты, связанные с участием в тендере (!). Все возникающие споры рассматриваются арбитражными судами Украины.
Положение - не единственный документ, упорядочивающий закупки техники по импорту на территории Украины. Имеется также Указ Президента о единой государственной политике регулирования импорта, подписанный в 1994 г., в котором отмечено, что закупка техники для государственных учреждений на сумму более 100 тыс. долл. должна в обязательном порядке проводиться через тендеры.
По отзывам участников украинских тендеров, упомянутые выше Положение и Указ на Украине работают и очень положительно влияют на вовлеченные в торги стороны, дисциплинируют их. По крайней мере, на Украине невозможна ситуация, когда устроитель тендера отказывается от его выполнения после того, как определены победители. В России же известен случай, когда победа в тендере чуть не обернулась для фирмы банкротством: положившись на солидность организаторов, она начала закупать под проект продукцию, не потребовав предоплаты.
Плохую славу имеют и тендеры по поставкам техники в госструктуры, когда за крупные суммы ведется долгая закулисная борьба, исход которой определяется отнюдь не привлекательностью технических и ценовых предложений участников.
Проработка юристами одной из фирм возможности обжалования несправедливого решения по одному из крупнейших в России тендеров показала, что при очень больших судебных издержках нет уверенности в том, что дело можно выиграть. Причина тому - полная закрытость как результатов проводимых тендеров, так и результатов реализации связанных с ними проектов.
Вывод очевиден: игра без правил опасна для участников во всех отношениях, да и “за державу обидно”, - на ветер выбрасываются миллиарды рублей налогоплательщиков. К сожалению, эту истину, видимо, еще не осознали российские законодатели.
Эдуард Пройдаков, Елена Монахова
К Эдуарду Пройдакову можно обратиться по адресу: chief@pcweek.redline.ru; к Елене Монаховой по адресу: monah@pcweek.redline.ru.