Думая о тех днях, когда я был менеджером по микрокомпьютерам, я неизменно вспоминаю о феномене сознания конечного пользователя, с которым многие из вас наверняка сталкивались. Я не могу придумать для него лучшего определения, чем "стагнация конечного пользователя".
Специалисты по информационным системам любят новые технологии. Если вы работаете в отделе управляющих информационных систем, вас окружают передовые технологии и часто вы имеете непосредственный доступ к новейшим продуктам. Я засиживался на работе за полночь, стараясь придумать для своих пользователей более производительные методы работы.
Дэвид Берлинд
Однако любой краткий визит в Страну пользователя неизменно заставлял меня понять, что клавиатурные макросы и щелчки мышью, для меня естественные, как дыхание, абсолютно чужды большинству пользователей, несмотря на полученную подготовку. Например, хотя многим нравилось, когда им показывали удобные клавиатурные команды, из-за технофобии и страха перемен они почти всегда возвращались к использованию более дружественных меню.
Исследуя недавно сеть The Microsoft Network, я закончил свои изыскания в интерактивной сессии в режиме беседы (chat), которая напомнила мне о днях, проведенных в отделе информационных систем. Пользователям были предоставлены самые широкие возможности, и только немногие знали, что с ними делать. На примере MSN я смог легко увидеть, сколько мужества требует от пользователя работа с Windows 95.
ТРУДНЫЙ РАЗГОВОР
Например, в беседах Chat World Lobby сети MSN нередко участвует максимально допустимое число пользователей - 40. Необходимость вести беседу с одним или несколькими из них при том, что в окне Lobby пролетают фрагменты других разговоров, немедленно заставила меня поискать убежища в менее населенной области. Сделать это было нетрудно, но мне стало интересно, как клиенты сети переключаются из одной области бесед в другую.
Многие пользователи MSN сначала закрывали окно Lobby, нередко обнаруживая под ним окно Chat World. После этого они обычно использовали пиктограммы Chat World, чтобы переключиться в другую область беседы (например, Foyer, Garden или Atrium).
Было похоже, что очень немногие понимали, что для выбора окна Chat World можно воспользоваться Task Bar, а затем войти в другую область беседы, не закрывая первой. Еще меньше людей знали, что можно частично наложить два таких окна и просматривать оба, и почти никто не мог понять, как выйти в электронную почту, не закрывая всех окон.
Поскольку MSN отправляет список пользователей для идентификации участников беседы данной области, я имел возможность следить за тем, кто выходил из нее, а кто входил. Было совершенно очевидно, что участники не имели ни малейшего представления о том, как свернуть все окна, чтобы в рабочей области появилась пиктограмма почтового ящика Exchange.
Все это заставило меня задуматься, насколько на самом деле интуитивны используемые сегодня в многозадачных оконных средах метафоры. Есть еще более важный вопрос: позволяет ли такое поведение пользователей MSN говорить о превосходстве улучшенного интерфейса Windows 95 над предыдущей версией? Те же самые люди точно так же не могли разобраться и с Windows 3.х. Так ли эти пользователи отличаются от тех далеких от технологических тонкостей людей, которые представляют корпоративную Америку? Сумели ли ваши пользователи развить возможности Windows 3.х? Изменит ли что-нибудь Windows 95?
Один клиент MSN лучше всех сумел подвести итог после того, как я научил участников беседы открывать одновременно несколько окон, работать с ними и выходить в электронную почту. Я спросил: "Зачем вы купили Windows 95?"
Ответ: "Ну, не знаю. Думаю, я просто созрел для перемен".
С Дэвидом Берлиндом можно связаться через MCI Mail по адресу: 488-6680 или через Internet по адресу: dberlind@pcweek.ziff.com.
ДЭВИД БЕРЛИНД