МЕТОД БЕРСТА  

 

До каких пор можно снижать цены? На рынке офисных пакетов, я уверен, мы скоро это узнаем. К 1 кварталу 1996 г., по моим предположениям, начнется "ценовая война" на уничтожение.

 

Война неизбежна, поскольку пакет Microsoft Office наголову разбил своих конкурентов. Теперь ему принадлежит более 90% рынка, а SmartSuite и PerfectOffice дерутся за объедки. Когда все идет так плохо, аутсайдерам надо либо резко менять политику ценообразования, либо выбыть из игры.

Джесс Берст

Novell выбрала последнее, решив отделаться от своего филиала по разработке бизнес-приложений, когда-то создавшего PerfectOffice. Сейчас пакет осиротел, но он быстро найдет себе покровителей, и я полагаю, новые его владельцы срежут цену. Они смогут себе это позволить, поскольку цена, по которой Novell продает свой филиал, не намного превосходит цену стоящей в нем мебели.

 

Берет предупреждает. Кто лучший покупатель для PerfectOffice? Я отдаю свой голос Corel. У них уже есть сопутствующий пакет на CD-ROM. Они могут включить эти продукты в комплект PerfectOffice вместе с несколькими миллиардами типовых изображений и создать продукт огромной ценности. У Corel идеальные каналы сбыта для продажи недорогого офисного пакета. Что касается SmartSuite, то, по слухам, IBM уже собирается включить этот продукт в состав каждого поставляемого ею ПК. Следовательно, SmartSuite будет распространяться практически бесплатно.

 

Пока вы не посинели, как Голубой гигант. "Microsoft может задерживать дыхание дольше всех",  -  любит говорить исполнительный вице-президент Microsoft Стив Балмер, когда кто-нибудь пытается разбудить призрак "войны цен". Но может ли она "пересидеть" IBM, доходы которой превышают ее прибыль более чем в 10 раз? Руководители IBM любят выбрасывать деньги на ветер (свидетельством тому  -  OS/2, Taligent, Kaleida, OfficeView и TopView, и это всего несколько проектов из тех, в которых она потерпела фиаско). Несомненно, что ее исполнительному комитету должна понравиться идея потерять еще несколько миллионов на рынке приложений.

 

Они умеют надавить. Ряд других компаний сейчас изобретают способы оказать давление на рынок офисных пакетов. Например, Claris недавно объявила, что она намерена предлагать Windows 95-совместимый пакет ClarisWorks 4.0 всего за $49. ClarisWorks  -  программа по принципу "все в одном", которая очень неплохо имитирует офисный пакет. В свою очередь сооснователь Netscape Джим Кларк намекнул на создание некоей фирмы, которая будет продавать через Internet пакет ценой в $39, a Star-Division GmbH из Германии старательно разрабатывает планы по распространению своего пакета StarOffice 3.0 на рынке Соединенных Штатов в конце 1995 г.

 

Как только война цен начнется, IBM/Lotus постараются вернуть некоторые из своих вложений, продавая фрагменты SmartSuite в качестве расширенных средств управления OLE. Я думаю, что Microsoft перенесет часть основных функций своего пакета в Windows. Ей нужно повысить общую ценность Windows ввиду нашествия программ для Internet  -  недорогих терминалов, работающих с другими операционными системами и оптимизированных для просмотра Web. Office приносит большую прибыль Microsoft, так что война цен может повлиять и на стоимость ее акций.

 

Джесс Берст  -  главный редактор журнала Windows Watcher (Редмонд, шт. Вашингтон). Он высоко ценит обратную связь, так что отправляйте свои комментарии и предложения через Internet (jberst@mcimail.com), MCI (JBERST или 314-8466), CompuServe (71337,2052) или по факсу: (206)883-1452.

Версия для печати