СТРАХОВОЕ ДЕЛО И ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
Во второй раз прошла на ВВЦ выставка-презентация “Страхование’95” (12 - 16 декабря). Она собрала под одной крышей около 100 ведущих страховых компаний (всего в России их зарегистрировано около 3000), наиболее стабильно и успешно действующих на отечественном страховом рынке. Всего в работе выставки приняли участие 126 экспонентов, среди которых были средства массовой информации (в том числе и специальные издания для страховщиков), аудиторские, консалтинговые и брокерские компании, работающие в данном секторе рынка, а также разработчики программного обеспечения в этой области.
Следует отметить, что последняя группа экспонентов была крайне немногочисленна. Отсутствие изобилия услуг по автоматизации можно объяснить лишь молодостью отечественного страхового рынка, а также тем, что ведущие разработчики ПО в нашей стране лишь недавно, осознав перспективность и динамичность роста этой отрасли, обратили на нее свое внимание. А между тем отечественное страхование сегодня чрезвычайно нуждается в компьютеризации. Во-первых, специфика его развития в российских условиях и бурный рост обусловили весьма ограниченную применимость соответствующих зарубежных прикладных пакетов (ПП).
Во-вторых, ряд проблем, стоящих перед страховщиками на современном этапе, делает автоматизацию просто жизненно необходимой. К ним относятся:
- большие объемы и сложность составления отчетности для контролирующих органов (Росстрахнадзор, налоговая инспекция);
- накопление и обработка собственных статистических данных, необходимых для последующего анализа;
- сложность расчета страховых тарифов и разработки соответствующих методик;
- необходимость оперативного анализа эффективности различных видов страхования;
- необходимость оперативной оценки финансового состояния компании для рационального инвестирования средств;
- невозможность развития некоторых видов страхования без соответствующего ПО.
И в-третьих, ПО для автоматизации страховой деятельности должно отвечать требованиям, которые бы не только отражали отраслевую специфику и решали вышеперечисленные проблемы, но и обеспечили повышение эффективности работы страховой фирмы. Следует сказать, что уже практически все российские страховые компании имеют тот или иной опыт автоматизации, либо приобретая готовые программные продукты, либо разрабатывая их силами собственных программистов. У многих автоматизирована бухгалтерия, отделы страхования и перестрахования, отделы выплат. Однако почти все ожидают от автоматизации гораздо большего - ведь жизнь идет вперед и требования к информационным системам растут. Об этих требованиях говорили представители ведущих страховых компаний: С. В. Шестернин (“АСКО”), Т. В. Пятибрат (“Русский страховой центр”), М. В. Чеботарев (“АстроВАЗ”) и другие. Эти требования следующие:
- единое информационное поле для всех разделов (модулей) системы;
- быстродействие, достаточное для работы с обширной базой данных;
- гибкость и открытость системы, необходимая для легкой и быстрой настройки (при изменении законодательства и пр.);
- высокая надежность хранения данных и возможность наращивания мощности.
Кроме того, в ближайшее время нужно создать некий обобщенный банк данных, единый для всех страховых компаний, где можно будет хранить информацию о страхователях, ведь мошенничество возможно и в этой области (например, по закону нельзя застраховать одно и то же имущество в двух страховых фирмах одновременно - эти случаи помогал бы отслеживать такой банк данных).
Свой опыт автоматизации представляли на выставке некоторые из страховых компаний, разрабатывающих ПО силами собственных программистов (“Атоммед”, “Энергия” и др.). Но наиболее перспективный путь автоматизации для страховой компании, по словам генерального директора фирмы “АстроВАЗ” М. В. Чеботарева, - поручить это дело профессионалам, фирмам, специализирующимся на создании и внедрении соответствующего ПО. Такие фирмы, хотя и в небольшом количестве, также были представлены на выставке: фирма “Цефей” с программным комплексом “Эталон”, который прекрасно справляется с автоматизаций небольших и средних страховых компаний; корпорация “Парус” с двумя версиями систем автоматизации страховых компаний (одна из них, более простая, разработана в С.-Петербургском отделении фирмы на основе версии 4.21 бухгалтерского программного комплекса; другая, более полная, рассчитана на комплексную автоматизацию финансово-хозяйственной деятельности страховой компании); фирма “Промэкс”, предлагавшая ПО для обеспечения страховой деятельности, снабженное системой ввода и обмена данными с бухгалтерским комплексом фирмы “Фолио”, адаптированным для страховщиков; компания SIS (“Специальные информационные системы”), анонсировавшая возможность разработки заказных автоматизированных информационных систем для страховых фирм на базе СУБД ORACLE.
Страховщиков заинтересовал семинар, проведенный в рамках выставки корпорацией “Парус” и посвященный автоматизации деятельности страховых компаний. Представители корпорации рассказали о новинке, которая в 1996 году должна появиться на рынке, - шестой версии своей комплексной системы, выполненной в архитектуре клиент-сервер на основе СУБД ORACLE. На выставке экспонировался первый модуль этой системы - “Полис”. Система будет состоять из четырех взаимодействующих между собой Windows-приложений - “Страхование”, “Бухгалтерия”, “Персонал” и “Сводная отчетность”. В 1996 году планируется завершить работу над всеми приложениями и провести опытную эксплуатацию системы в крупных страховых компаниях (ряд таких компаний после завершения семинара уже выразил желание участвовать в тестировании системы).
Интересной для страховщиков показалась и перспектива сопряжения новой системы, предназначенной для эксплуатации в крупных страховых фирмах, с уже работающей версией 4.21 пакета фирмы “Парус”, которая может функционировать в филиалах и дочерних отделениях.
На выставке состоялись также презентации и семинары специализированных журналов - “Re Magazine”, “Страховое ревю”, “IN Re”, а также мероприятия, организованные страховыми компаниями и устроителями выставки.
Татьяна Богатова