Настало время добавить к информационному лексикону новое понятие: персонализированная газета. Электронные системы способны собрать новости из сотен источников и положить их в почтовый ящик, сделанный специально для вас. Вам остается только потянуться за чашкой кофе и расслабиться.

 

Но пока что не выбрасывайте печатные издания. Аналитики да и просто пионеры использования продуктов для фильтрации говорят, что технология сегодняшнего дня имеет свои пределы. Она предложит вам кучу подробностей по конкретной теме, но в них за деревьями вы можете не увидеть леса.

 

Оборотная сторона фильтрации состоит в том, что она ограничивает ваш кругозор, отсекая  -  вольно или невольно  -  контраргументы, другие точки зрения, неожиданную информацию.

 

Это пишет Эстер Дайсон в последнем номере Release 1.0  -  выходящем в Нью-Йорке информационном бюллетене.

 

Там же Френсис Фукуяма, автор “Конца истории”, предостерегает, что доведенная до крайности технология фильтрации может даже привести ко всеобщему отупению в так называемых группах ненависти из-за того, что отсекается информация о реальной жизни, противоречащая исповедуемой доктрине. И раньше, бывало, собирались поболтать товарищи по оружию, пишет он. Но информация, которую они получали, приходила из средств масс-медиа и их взгляды могла не подтверждать.

 

И даже для вполне рационалистичных людей фильтрующие системы не заменят способности печатных страниц зажигать искорки мыслей, признает Дон Маклейген, президент фирмы Desktop Data (Уолтхем, шт. Массачусетс), которая занимается маркетингом СУБД NewsEdge. По мнению Маклейгена, дело в том, что компьютеры хороши для двух из трех видов деятельности, осуществляемой при сборе информации. Программные агенты могут просматривать источники и сообщать вам о нахождении интересующих вас статей. Они могут искать соответствующую информацию в архивах. Но фильтрация не заменит опыта самостоятельного поиска.

 

Технологии вроде Acrobat фирмы Adobe Systems попытались снять это ограничение, представляя на экране образ страницы, но это сильно тормозится десятидюймовыми экранами блокнотных ПК. Картинка такого размера, как сторона обложки Wall Street Journal, размещается на экране. Читателю придется либо двигать эту страницу, либо уменьшить текст, что сделает его нечитаемым.

 

Другие технические ответы на эту дилемму еще в колыбели. Г-жа Дайсон проповедует новый набор продуктов, которые “составляют карту” информации, а не отфильтровывают статьи, относящиеся только к одной теме. Один из таких продуктов  -  V-Search фирмы Libertech (Дархем, шт. Северная Каролина). Задуманный юристом, V-Search основан на том полезном факте, что юридические документы (как и медицинские документы, и страницы Web) часто друг на друга ссылаются. И вместо исследования семантических связей V-Search занимается анализом связей между документами. Система определяет кластеры взаимосвязанных документов и находит тесно связанные документы, даже если они прямо друг на друга не ссылаются, т. е. если A ссылается на B, а B ссылается на C, система найдет связь между A и C.

 

Есть другое частное решение фирмы News Alert (Нью-Йорк), планирующей добавить тезаурус (словарь синонимов) к своей системе фильтрации News Alert, которая будет обращаться к агентам за поиском статей на базе синонимов, об этом сообщил президент компании Сол Менч. Трудность будет состоять в анализе связей между статьями, сказал он, а также в интуитивном понимании желаний пользователя наряду с доставкой по-прежнему точно отобранной и своевременной информации.

 

Такое развитие событий может сделать понятие персонализированной газеты более осязаемым, а перерыв на кофе  -  более продуктивным.

 

Л. Б. С.