Чем современный матрос отличается от солдата? Да почти ничем... Разве что гардероб у него в несколько раз обширнее. Но нет, за ним стоят Флотские Традиции. Традиции  -  это не только внешнее оформление, в данном случае они предписывают стиль жизни.

 

Когда-то мне довелось работать со статьей некоего академического ученого, который рассматривал отношение к результатам компьютерных вычислений со стороны неспециалистов в нашем деле. Эксперимент обнаружил, что такие неспециалисты проявляют тенденцию доверять компьютеру значительно больше, чем себе: даже когда программа выдавала нечто, что противоречило естественным профессиональным соображениям, люди (в данном случае это были молодые, но уже дипломированные медики) начинали сомневаться сначала в себе. Автор статьи делал вывод, что на программисте лежит большая ответственность и пытался придумать, как бы заставить программистов осознать эту ответственность. Все, до чего он додумался, был некий “кодекс чести”, подобный тому, который сформирован для врачей (о клятве Гиппократа знают все) и юристов. Вот совсем недавний пример: в США приговоренный к смертной казни насильник-рецидивист предложил суду заменить электрический стул кастрацией. Суд изменил свое решение, но во всей Америке долго не находилось врача, который привел бы новый приговор в исполнение: во-первых, они клялись не причинять вреда, во-вторых, отношение пациента к врачу-палачу предсказать несложно. Говорят, в старой России врачи, которые свидетельствовали смерть казненных, скрывали свое занятие, иначе их перестали бы принимать в обществе.

 

Сотрудники АН (неважно какой страны) всегда отличались идеализмом. И у адвокатов, и у хирургов кодекс чести формировался веками, причем началось это в те времена, когда все представители обеих этих благородных профессий были наперечет и все знали друг друга. Что было бы, если бы человек, по вине которого пропали файлы у нескольких сотен пользователей, был известен всем? Даже если бы ему не грозило никакое судебное преследование, в прежние времена он, наверное, застрелился бы, чтобы “смыть позор”, а в наш порочный век сменил бы профессию или по меньшей мере фамилию и адрес. Но вместо личной ответственности в нашем мире процветает коллективная, точнее, корпоративная безответственность. Ни IBM, ни Lotus, ни Microsoft не застрелятся и не сменят название, какие бы ошибки ни обнаруживались в их программах.

 

А жаль, что программисты появились несколько десятилетий, а не несколько столетий назад. Представляете себе, как выпускники факультетов вычислительной математики и программирования приносили бы какую-нибудь “клятву Бэббиджа”:

 

“Клянусь, что все программы, которые я напишу, будут создаваться во благо пользователей.

 

Клянусь никогда не передавать пользователям программу, содержащую известные мне ошибки.

 

Клянусь никогда своими действиями умышленно не нарушать результаты работы других программистов...”

 

А еще, чтобы заслужить право называться Программистом, человек должен был бы создать шедевр  -  в старинном значении этого слова: chef-d’oeuvre была работа, которую подмастерье должен был представить в цех, чтобы его перевели в мастера. И чтобы называлась такая программа не дипломной или аттестационной работой, а именно “шедевром”.

 

Не слишком ли скоро идет научно-технический прогресс?..

 

Рубен Герр

Версия для печати