Как мы уже сообщали (см. PC Week/RE, № 10/2006, c. 2), по данным аналитической компании ITResearch (www.ITResearch.ru), в 2005 г. общий объём российского рынка компьютеров (ПК, ноутбуки и серверы на платформе Intel) увеличился примерно на 15,4% и составил чуть более 5350 тыс. шт. При этом около 81% продаж компьютеров в натуральном выражении пришлось на настольные ПК, порядка 17,2% — на ноутбуки и примерно 2% — на серверы (на платформе Intel).

Похожие, но чуть более оптимистичные цифры приводит и IDC (www.idc.com). Вместе с тем, по оценкам этой исследовательской компании, темпы роста российского рынка компьютеров в 2005-м снизились до 22% по сравнению с 32% в предыдущем году, а его объём достиг 6,3 млн. шт. Если это в самом деле так, то по данному показателю Россия уже второй год подряд входит в первую пятерку стран региона EMEA.

По мнению аналитиков IDC, в минувшем году в нашей стране основной объём поставок компьютеров (в натуральном выражении) — около 80% — пришелся на настольные ПК. Лидируют здесь российские производители: Aquarius, DEPO Computers, Formoza, K-Systems, Kraftway (по данным ITResearch, в пятерке “настольных” лидеров 2005 г. есть и одна зарубежная компания — HP). В целом же на долю международных поставщиков, по сведениям IDC, в прошлом году в России пришлось лишь около 6% рынка настольных ПК (аналогичный показатель IV кв. 2004 г. — 5%).

Иная картина складывается на рынке ноутбуков, который, по данным той же IDC, за 2005 г. вырос на 84% и достиг 1,2 млн. шт. (19% всего объёма российского рынка компьютеров). Здесь отечественных производителей заметно потеснили международные компании, а в пятерку лидеров наряду с зарубежными Acer, ASUS, HP и Samsung вошла лишь одна российская фирма — Rover Computers. В целом же на долю международных поставщиков, по сведениям IDC, в минувшем году в России пришлось 77% рынка блокнотных ПК (аналогичный показатель IV кв. 2004 г. — 45%).

Что же касается серверов, то здесь, по данным IDC, 44% российского рынка захватили HP и IBM. Для сравнения: в IV кв. 2004 г. в этом сегменте на долю всех международных поставщиков IDC отводила лишь 41% рынка.

“В 2005 г. впервые доля блокнотных ПК достигла19%. В дальнейшем продажи ноутбуков будут всё заметнее влиять на показатели российского рынка ПК, — считает аналитик из IDC по рынку компьютеров Юрий Голдаев. — Ещё одна важная тенденция прошлого года — усиление позиций международных компаний; особенно чётко она проявилась в быстро растущих сегментах ноутбуков и серверов”.

Прогноз IDC на ближайшие пять лет предполагает устойчивый рост российского рынка персональных систем в среднем на 17% в год. Ожидается, что настольные ПК и к 2010-му все еще будут удерживать лидерство, если считать в штучном выражении, но уступят ноутбукам в денежном.

Версия для печати