В рамках известной ФЦП “э-Россия” в прошедшие годы создавались отдельные государственные информационные системы, порой даже распределенные по всей России (СПУН, Земельный кадастр, ОСАГО и др.). Но так, чтобы системно взяться за электронизацию целой ветви власти, такого еще не было. И вот свершилось: на заседании Правительства Российской Федерации 7 сентября (www.government.ru/government/, www.economy.gov.ru/wps/portal) среди прочих был рассмотрен вопрос “О проекте федеральной целевой программы “Развитие судебной системы России” на 2007 — 2011 годы”. На радость всем информатизаторам — как коммерческим, так и государственным — программа содержит значительную ИКТ-компоненту.

Государственным заказчиком-координатором Программы является Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации,. и Герман Греф выступил с докладом о ней. Другие государственные заказчики программы — Конституционный Суд Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации, Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, Судебный департамент при Верховном Суде Российской Федерации, Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации, Министерство юстиции Российской Федерации, Федеральная служба судебных приставов (см. рисунок). Эти же ведомства являются и основными разработчиками программы, реализовать которую предполагается в период 2007—2011 гг.

Цель программы — повышение качества судебной системы, уровня защиты прав и законных интересов граждан и организаций, а ее задачи — обеспечение открытости и прозрачности правосудия; повышение доверия населения к нему, в том числе путем улучшения эффективности и качества рассмотрения дел; создание необходимых условий для осуществления правосудия и его доступности; обеспечение независимости судей; повышение уровня исполнения судебных актов. Понятно, что без ИКТ такие задачи не решить.

Ожидаемые конечные результаты реализации программы:

  • создание 75 тыс. автоматизированных рабочих мест в судах общей юрисдикции, в арбитражных судах — 14 тыс. мест;

  • формирование системы электронного документооборота, способствующей повышению эффективности работы судей и работников аппаратов судов;

  • создание 2200 веб-сайтов судов общей юрисдикции и 13 веб-сайтов арбитражных судов, что позволит размещать в Интернете информацию, касающуюся судебной деятельности (порядок работы судов, сведения о назначенных к слушанию делах и вынесенных судебных актах, а также данные судебной статистики, обзоры и обобщения судов по различным категориям дел), информацию об органах судейского сообщества (советов судей и квалификационных коллегий), об их составе и режиме работы, о кандидатах в судьи и процессе их рассмотрения;

  • пересмотр подсудности дел между мировыми судьями и районными судами общей юрисдикции, определение в арбитражных судах категории дел, по которым кассационное и надзорное обжалование не допускается, а также исключение по другим категориям дел возможности обжалования решений суда первой инстанции в кассационном порядке без предварительного апелляционного обжалования, что позволит оптимизировать судебную нагрузку, улучшить качество работы судов и выносимых судебных решений;

  • введение внесудебного порядка урегулирования споров, что повлечет снижение судебной нагрузки и скажется на повышении качества судебных актов;

  • введение обязательного порядка оглашения судьей до начала слушания дела всех неформальных обращений по этому делу, что обеспечит независимость и объективность решений, предотвратит условия, способствующие коррупции в работе судов;

  • установление запрета на участие в рассмотрении дел адвокатов — супругов, родственников или свойственников судьи в пределах юрисдикции суда, что также позволит устранить условия, способствующие коррупции в работе судов;

  • осуществление обязательной аудиозаписи судебного заседания, что обеспечит соблюдение процессуальных норм, повысит корректность поведения участников процесса, предотвратит появление жалоб на протоколы судебных заседаний;

  • создание приемных во всех районных судах общей юрисдикции, что обеспечит доступность правосудия для граждан, сократит очереди в судах, даст возможность подавать заявления и получать информацию в течение всего рабочего дня, устранит общение судей со сторонами до рассмотрения дела, исключит возникновение условий, способствующих коррупции в работе судов;

  • введение обязательного декларирования судьями своих доходов, имущества и имущественных обязательств, что также исключит коррупцию в их деятельности и повысит доверие к органам правосудия;

  • обеспечение (с учетом требований статьи 124 Конституции Российской Федерации) жильем 1713 судей и 1020 работников аппарата судов общей юрисдикции и судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации, в арбитражных судах — 200 судей и 195 работников аппарата;

  • увеличение площади служебных помещений исходя из существующей потребности (160 кв. метров общей площади на одного судью), внедрение средств охраны зданий судов, увеличение объема исполнения судебных актов с 52 до 80%.

Предполагается, что реализация программы позволит создать условия для достижения открытости, прозрачности и доступности правосудия, повышения эффективности работы судебных органов, улучшения качества судебных актов, а также повышения уровня их исполнения.

Приоритетным направлением модернизации инфраструктуры судов является информатизация деятельности судебной системы, в том числе:

- создание электронного архива, формирование информационно-коммуникационной системы Конституционного Суда Российской Федерации и электронной специализированной общедоступной библиотеки этого органа;

- электронное обеспечение правосудия в системе арбитражных судов;

- введение информационной системы судов общей юрисдикции для государственной автоматизированной системы Российской Федерации “Правосудие” (ГАС “Правосудие”);

- формирование необходимой телекоммуникационной инфраструктуры для эффективного взаимодействия всех объектов арбитражных судов и судов общей юрисдикции, системы судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации.

Затраты на информатизацию Конституционного Суда Российской Федерации в 2007 — 2011 годах составят 224 млн. руб., Верховного Суда Российской Федерации — 200 млн., арбитражных судов — 3649,3 млн., судов общей юрисдикции — 2200 млн. руб. Общие затраты составят 6273,3 млн. руб.

Будет повышена эффективность деятельности Федеральной службы судебных приставов, улучшены условия ее размещения, продолжится совершенствование системы управления и будут применяться новые организационные и информационные технологии. Предполагается создать единую информационную систему судов и Федеральной службы судебных приставов. Для оборудования дополнительных служебных помещений государственной системы исполнения судебных актов в программе предусматриваются средства в размере 1296,3 млн., на информатизацию — 1665 млн. руб.

Таким образом, осталось сформировать и запустить программу электронизации законодательной ветви власти и тогда действительно можно будет начать разговор о российском электронном государстве, столь дорогом сердцу Минэкономразвития.

Версия для печати