На российском рынке документооборота есть не менее десятка компаний, которые можно отнести к категории “заметные игроки”. Дальнейшее объективное ранжирование их “значимости” — задача довольно сложная, но с большой долей уверенности можно сказать, что компания “Электронные Офисные Системы” (ЭОС) входит в группу лидеров. И дело тут не только в объемах продаж продуктов и услуг, числе выполненных проектов — такие сведения не очень принято афишировать и трудно проверить их достоверность, но и в наличии целого ряда косвенных признаков, в том числе именуемых “маркетинговой активностью”.

“Сегодня все более важным элементом многих наших проектов становится реализация межведомственного и межкорпоративного взаимодействия, а также взаимодействия организаций с гражданами”.

“Сегодня все более важным элементом многих наших проектов становится реализация межведомственного и межкорпоративного взаимодействия, а также взаимодействия организаций с гражданами”.

Два года назад ЭОС начала проводить ежегодные пользовательские конференции, которые стали заметным событием на нашем ИТ-рынке по той причине, что они изначально не замыкались на обсуждении внуртифирменного бизнеса, а давали довольно хорошую картину ситуации этого сегмента ПО. Не стало исключением из этого правила и нынешнее мероприятие, прошедшее 21 октября в Москве под названием “Осенний документооборот”.

Нужно сказать, что ретроспективный анализ деятельности ЭОС довольно хорошо иллюстрирует развитие отечественного рынка документооборота в целом. Компания начала официально работать в 1994 г., опираясь при этом на определенный технологический и маркетинговый потенциал, доставшийся ей от доперестроечной поры*, и ориентируясь на круг достаточно крупных клиентов, преимущественно из числе государственных структур (органов власти и местного самоуправления). Переломный момент в работе ЭОС наступил в начале века, когда стала понятна необходимость расширения клиентской аудитории в направлении, с одной стороны, коммерческих предприятий, с другой — малых и средних организаций. В свою очередь, такая постановка задачи потребовала соответствующего развития продуктовой линейки ЭОС, а также коррекции бизнес-модели работы на рынке.

В 2000 г. ЭОС объявила о том, что создание и развитие партнерской сети является стратегическим приоритетом компании. В результате, начав фактически с нуля в этом направлении работы, ЭОС сегодня имеет четыре региональных представительства, более 20 дистрибьюторов и свыше 90 дилеров практически во всех регионах России и ряде стран СНГ. И если пять лет назад практически все продажи ПО ЭОС выполнялись заказчикам напрямую, то сейчас более половины поставок выполняется через партнерскую сеть. При этом нужно отметить расширяющееся сотрудничество компании с ведущими отечественными системными интеграторами, в числе которых — “Восход”, “Компьюлинк”, “Крок”, “Техносерв”, “Ай-Теко”, ИВК и др. (некоторые из них также представили доклады о выполненных проектах).

Кроме того, прошедшей весной компания открыла новое для себя направление по предоставлению своим клиентам услуг консультантов, профессионально занимающихся постановкой эффективного делопроизводства, архивного учета и электронного документооборота. Комментируя новое направление деятельности компании, генеральный директор ЭОС Владимир Баласанян подчеркнул: “Мы фактически повторяем сейчас путь других секторов рынка информационных технологий. Консалтинговые услуги уже давно оказываются разработчиками систем автоматизации бухучета, банковской деятельности и другими фирмами, работающими на корпоративном рынке. Теперь для консалтинга “созрел” и рынок автоматизации документационного обеспечения управления”.

Со своей стороны отметим, что в этой работе ЭОС опирается на сотрудничество с ведущими экспертами страны, такими, как например ВНИИДАД, с рядом учебных и научных учреждений, а также с ассоциацией “Гильдия управляющих документацией”. (Представители этой категории партнеров представили на конференции несколько докладов методической направленности.) Важно и то, что сегодня более сотни вузов страны используют решения ЭОС в качестве основы для обучения специалистов современным технологиям делопроизводства и архивного дела.

Однако при всей важности широкого партнерства основу бизнеса ИТ-компании составляют ее технологии. Ведущим продуктом ЭОС является комплексное решение “Дело”. Важным моментом в ее развитии стал выпуск полтора года назад версии 8.5, в которой была реализована подсистема работы с проектами документов (в том числе с использованием механизмов маршрутизации), расширены функции работы с электронно-цифровой подписью, а также создана Интернет-версия “Дело-Web”. В конце текущего года ожидается выпуск версии 8.8, в которой обещан целый ряд кардинальных обновлений системы.

Довольно быстро развиваются еще два традиционных продукта — “Архивное дело” (формирование и управление как бумажным, так и электронным архивом предприятия с учетом отечественных нормативных требований) и “Кадры” (система распределенного кадрового учета).

Главной же технологической новинкой 2005 г. стал выпуск качественно нового для компании решения — сервера eDocLib для организации единого хранилища электронных документов предприятия (ранее этот проект имел кодовое название “Дело+"). eDocLib реализован на платформе Microsoft.NET, клиентский доступ выполняется при помощи Internet Explorer, что позволяет организовать мобильный доступ сотрудников организации к документам и значительно упрощает установку и эксплуатацию системы. Для хранения структурированной информации (карточек документов) используется формат XML в сочетании с реляционной СУБД (Oracle или MS SQL). Гибкая архитектура eDocLib и наличие полноценного API к хранилищу документов позволяют интегрировать ее с другими информационными системами организации. Судя по всему, именно eDocLib должен составить технологическую основу для полного перевода всех решений ЭОС на трехзвенную архитектуру с широким использованием тонких клиентов, веб-сервисов, а также обеспечить возможность применять ядро (engine) коробочных продуктов в качестве основы для реализации заказных проектов.

По мнению Владимира Баласаняна, российские средние и крупные предприятия готовы в течение одного-двух ближайших лет распространить свои приложения по работе с документами на десятки и сотни территориально распределенных объектов с тысячами рабочих мест. Он высказал убеждение, что руководимая им компания готова к решению подобных задач.


<*> Истоки ЭОС восходят к группе автоматизации документооборота в Общем отделе ЦК КПСС, которую в начале 80-х годов возглавил бессменный руководитель компании Владимир Баласанян.

Версия для печати