НовостиОбзорыСобытияIT@WorkРеклама
Облака/ИТ-сервисы:
9 актуальных вопросов про новые российские СХД Engine AQ
Количество новых, стремительно развивающихся, компаний-производителей систем хранения данных (СХД …
Импортозамещение ИТ-продуктов: вопросы интеграции
Импортозамещение — процесс, который коснулся всех отраслей экономики и сегментов бизнеса в России. Сфера …
Позиции UserGate на российском рынке NGFW
Флагманским продуктом российского ИБ-вендора UserGate является межсетевой экран следующего поколения NGFW UserGate …
Алексей Чураков: «Мы можем соответствовать любым требованиям дата-центров»
В сегменте оборудования для дата-центров на российском рынке появился крупный и мощный игрок — EKF …
Успешная карьера в аналитике: советы Дениса Кельпова
Ведущий бизнес-аналитик рассказал, из чего складывается профессиональный успех и какими качествами должен …
 

Мария Грачева: развитие облаков идет поступательно, быстро, логично

26.06.2024

Мария Грачева

Развитие «облачной» составляющей национального ИТ-рынка в российских условиях идет как количественно — процент проникновения cloud-сервисов увеличивается — так и качественно. Какие тренды определяют кратко- и среднесрочные тренды развития российских облаков?

Облачные провайдеры, корневой бизнес которых остается в поставке услуг, стремительно диверсифицируют свой продуктовый портфель, отвечая на вызовы рынка и новых условий бизнеса своих клиентов. Компании становятся центрами компетенций, развивают и транслируют экспертизу в разных областях, выступают консультантами для корпоративных заказчиков разного размера, вплоть до enterprise. «Мы становимся технологическим вендором» — говорила о ситуации Мария Грачева, директор продуктового офиса Cloud.ru, выступая на сессии «Цифровая эволюция. Импортозамещение как акселератор цифровой трансформации инфраструктурных отраслей», которая прошла в рамках форума «Цифровая индустрия промышленной России 2024».

Форум «Цифровая индустрия промышленной России 2024»

Бизнес-форматы: развитие продолжается

Импортозамещение — драйвер «цифровой трансформации», подчеркнул Кирилл Алифанов, заместитель генерального директора по информационным технологиям Международного аэропорта «Шереметьево» в дискуссии сессии. Как показывает практика, в ходе импортозамещения в компании Шереметьево меняется как ИТ-ландшафт, так и бизнес-ландшафт систем аэропорта. Это в конечном счете приводит к снижению себестоимости всех работ, например, обслуживания авиакомпаний и пассажиров аэропорта. Происходит акселерация работы компании за счет импортозамещения.

Развитие бизнес-форматов продолжается и в других областях экономики. Являясь одним из крупнейших провайдеров публичных облаков в РФ, компания Cloud.ru развивает как имеющиеся тренды, так и формирует новые. Напомним, что Cloud.ru стал первым и пока остается единственным «облачным» провайдером, вошедшим в перечень 30 наиболее успешных компаний на российском ИТ-рынке.

Одно из новых направлений — выпуск новых импортонезависимых решений, которые расширяют и дополняют базовое сервисное направление деятельности «облачных» провайдеров. При наличии широкого спектра продуктов, логичным выглядит их объединение в составе единой технологической платформы.

Платформы: от on-cloud...

Создание платформенных решений — восходящий тренд. Например, весной 2024 компания Cloud.ru представила рынку платформу Cloud.ru Evolution, созданную для обеспечения работы в облаке как имеющихся приложений заказчика, так и для создания новых. «Это управляемая платформа, гарантирующая удобство использования клиентам, которым важна гибкость и масштабируемость вне зависимости от нагрузки» — отмечал Евгений Колбин, CEO Cloud.ru, выступая на конференции GoCloud 2024, где продукт был представлен.

Ранее компания использовала платформы иностранных производителей, но в современных условиях риск был слишком высок, отмечает Мария Грачева, что совершенно недопустимо для крупных предприятий российского бизнеса, которые являются заказчиками Cloud.ru. Вполне логично, что компания пошла навстречу своим коммерческим партнерам и создала для них решение, обладающее широкой функциональностью, построенное на собственных разработках компании и независимое от внешних геополитических обстоятельств.

Корпорации в ряде случаев стремятся разворачивать решения в собственном периметре, но в этом случае им также требуется современная импортонезависимая платформа виртуализации. Грани между «облачными» платформами и платформами виртуализации довольно условны. Однако, технических аспектов, различных для платформ, ориентированных на использование «on-cloud» и «on-premise», достаточно много. Платформенный продукт, ориентированный для виртуализации решений в контуре корпоративных заказчиков, будет представлен рынку осенью, обещает Мария Грачева.

...до гибридных решений

Потребности крупных заказчиков — предприятий промышленного, нефтегазового, финансового секторов и т.д. — чаще всего шире, чем может предоставить функционал публичных облаков, отмечает Мария Грачева. У большинства крупных корпоративных клиентов крайне неоднородный ИТ-ландшафт, для работы сервисов используют разные платформы. Причем в большинстве случаев данный ландшафт уже давно является гибридным: часть решений работает внутри контура ИТ-инфраструктуры заказчика, часть — вынесена в публичные облака.

Форум «Цифровая индустрия промышленной России 2024»

С учетом такой модели потребления новую платформу изначально создавали для работы в гибридных средах, в которых важна синхронизация технологического стека и плотная интеграция сервисов. Важно, что новое решение для «on-prem» рассчитано как на взаимодействие с сервисами на «облачной» Cloud.ru Evolution, так и с сервисами на платформах от других вендоров. «Мир уже давно стал мультиклаудный и мультиплатформенный», — напоминает Мария Грачева. Управлять разновендорными продуктами, в том числе, и приватными облаками заказчику легче из единой консоли по причине удобства эксплуатации. Новый продукт от Cloud.ru такую возможность обеспечивает.

Евгений Леглер, начальник дирекции информационно-технологических систем и систем связи Московского метрополитена, в выступлении на той же сессии отмечал, что важнейшие информационные ресурсы, обеспечивающие стабильную повседневную работу столичного метро, работают в периметре компании. Для этого Московский метрополитен создал развитую систему собственных ЦОДов с высоким уровнем надежности. Однако ряд сервисов давно и успешно работают в облаке на инфраструктуре крупного и надёжного внешнего партнера, отмечает Евгений Леглер, приведя в пример транспортный чат-бот.

«Кибербез» — на всех этапах

Особый акцент в современных условиях — на обеспечение кибербезопасности. Ситуация предсказуемая: активность хакеров постоянно увеличивается, количество атак растет, как и квалификация атакующих группировок. Чтобы не допустить рост рисков для корпоративных заказчиков, российские компании выполняют необходимые действия на всех этапах жизненного цикла как решений, так и отдельных продуктов.

Разработчики Cloud.ru выбрали путь, снижающий как технические, так и регуляторные риски, говорит Мария Грачева, следуя парадигме Secure-by-Design, лежащей в основе конвейера производства решений. Сервисы провайдера для обнаружения потенциальных угроз и уязвимостей перед выходом в продакшн пропускают через 270+ деструктивных тестов и тестов на уязвимость.

Кирилл Алифанов отметил, что для защиты от кибератак международный аэропорт «Шереметьево» активно использует ИИ. Так, решения на базе ИИ помогают анализировать тенденции и направления потоков кибератак. Также ИИ помогает строить прогнозы загрузки аэропорта в среднесрочной перспективе, что позволяет повысить качество сервиса для авиакомпаний и пассажиров за счет сокращения очередей на стойках регистраций. Также в аэропорту запущена в промышленную эксплуатацию система ИИ для управления паркингом, которая позволяет эффективно управлять паркинговыми площадями.

Таким образом, слияние технологий помогает современным компаниям справиться с таким задачами, которые раньше считались неразрешимыми. При этом, эффект от слияния технологий достижим лишь при плотном сотрудничестве корпоративного сектора заказчиков с поставщиками технологических решений.

Сотрудничество как стратегия

Модератор встречи Вадим Табаков, директор по стратегическому развитию направления «Транспорт» в Cloud.ru, отметил, что вектор в сторону развития платформенного подхода и коллабораций проявляется и на уровне организации бизнес-пространства, и на уровне подходов к построению цифровой инфраструктуры: как в крупных коммерческих компаниях, так и в организациях государственного сектора. «Мы видим, что у транспортной отрасли созрел запрос на решения для реализации комплексных цифровых проектов импортозамещения. Успех таких проектов возможен исключительно при плотной совместной работе технологических компаний с бизнес-сообществом и ИЦК».

Особенности рынка, технологическое развитие и текущие бизнес обстоятельства делают необходимым сотрудничество российских ИТ-компаний на разных уровнях: от технологического до маркетингового. «Компании идут в технологическое сотрудничество, чтобы совместными усилиями предоставлять наиболее полный портфель продуктов удовлетворяющий максимум потребностей клиента, — говорит Мария Грачева. — Мы идем к клиенту не в одиночестве!»

Сотрудничество позволяет сократить время разработки сервисов и решений, а также приносит очевидный синергетический эффект, влияющий на динамику всего национального ИТ. Решения российских компаний, создаваемые для внутреннего рынка, уже построенные на основе санкционно-устойчивого стека и новых технологических фреймворков, становятся востребованными в сопредельных регионах мира.

Вместо заключения

В рамках перестройки мировой экономики дальнейшее сотрудничество между странами будет строиться на основе национальных платформ, отметила Полина Давыдова, директор Ассоциации «Цифровой транспорт и логистика». В том числе это касается транспортно-логистической отрасли. В этой связи по поручению Президента РФ Минтрансом России создается Национальная цифровая транспортно-логистическая платформа «ГосЛог». В ближайшее время в рамках создания платформы начнутся эксперименты по мультимодальным перевозкам, то есть перевозкам грузов с использованием различных видов транспорта. Завершение создания системы планируется в районе 2027 года, тогда же произойдет международная интеграция платформы с платформами дружественных стран, в первую очередь Китаем и Индией, где уже используются аналогичные цифровые транспортные платформы.

Создание платформы «ГосЛог» будет способствовать уменьшению количества и унификации документов, переводу документов в электронный вид и развитию электронного документооборота на транспорте, созданию системы «единого окна» для однократной загрузки документов и дальнейшей передача их в разрешительные ведомства, созданию «цифрового профиля» участника рынка транспортно-логистических услуг, созданию системы прослеживаемости движения грузов на всех видах транспорта, а также созданию базы данных по объектам транспортной инфраструктуры и основным маршрутам перевозок, мониторингу грузопотоков и уровня загрузки объектов на национальном уровне.

Другие спецпроекты
ПечатьПечать без изображений

Комментарии

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарий.

Регистрация
Авторизация

ПОДГОТОВЛЕНО ITWEEK EXPERT

 
Интересно
Виртуальные частные облака: преимущества и недостатки
Кристофер Тоцци, технический аналитик Fixate.io, рассматривает на портале ITPro Today преимущества …
Тенденции мирового рынка облачных баз данных
Рост облачных баз данных идет рука об руку с более широким внедрением облачных технологий …
ИИ на устройствах — будущее потребительских и корпоративных приложений
Хотя может показаться логичным запускать рабочие нагрузки искусственного интеллекта в облаке, появление ИИ …
Гибридное облако — новая нормальность-2024
Ожидается, что гибридное облако не только останется доминирующей моделью до конца этого года …
GenAI — главная движущая сила модернизации данных в облаке
Одной из главных причин, по которой компании модернизируют свои массивы данных и переходят …