НовостиОбзорыСобытияIT@WorkРеклама
Безопасность:
Андрей Разин, ICL Astra Services: «Мы видим большой спрос заказчиков на готовые решения, включающие в себя ПО, оборудование и техническую поддержку»
Программно-аппаратные комплексы уже стали неотъемлемой частью современного рынка. Они обеспечивают удобство, надежность …
Дмитрий Рыкунов: «Компании, не использующие ИИ, рискуют сильно отстать в развитии»
Международный консультант по искусственному интеллекту рассказал, как нейросети помогают компаниям повысить …
Сергей Хуторной: «Наша сильная сторона — возможность предоставлять рынку комплексные предложения»
Современные предприятия нуждаются в решениях, интегрирующих возможности систем энергопитания, телекома и ИТ …
Коммерческие киберуслуги компании UserGate
Востребованность киберуслуг российскими корпоративными клиентами продиктована сегодня ростом критичности ущербов …
BI Visiology для нефтегазового сектора и энергетики
Мониторинг KPI, контроль и планирование производства и продаж, всесторонняя аналитика данных, сводная …
 

DLP: от борьбы с утечками до обеспечения корпоративной безопасности в целом

26.07.2021
Увеличить

Галина Рябова

Направление защиты от утечек данных (DLP) относится к числу немногих областей информационных технологий, в которых российские разработки сумели прочно занять позиции в ряду мировых лидеров. Директор центра продуктов Dozor компании «Ростелеком-Солар» Галина Рябова рассказывает об основных изменениях, происходящих в этом активно развивающемся направлении защиты информации.

Практически любая ИБ-система ограничивает права пользователей и претендует на вмешательство в их приватный мир. Почему же сотрудники чаще всего предъявляют претензии к использованию в компаниях именно функций DLP?

Вряд ли работодатель проявляет интерес к личным коммуникациям сотрудников — у него просто нет на это времени. На что у него точно должно хватить ресурса, так это на контроль, со всей возможной тщательностью, обращения чувствительной корпоративной информации. Причем не только для предотвращения утечки конфиденциальных данных, но и для профилактики неосторожного обращения работников с конфиденциальной информацией.

Важно отметить, что утечки информации, как показывает практика использования DLP, часто случаются не по злому умыслу, а по неосторожности, незнанию, из-за ошибок сотрудников. И одна из задач DLP — предупредить ошибку сотрудника, предостеречь от нарушения. Поэтому все больше организаций наряду с блокировкой используют функцию DLP «подтверждение действия», когда система предупреждает сотрудника о возможном нарушении и просит подтвердить намерение отправить информацию, не вмешиваясь при этом в бизнес-процесс. Всё-таки в современном мире сотрудник является главной ценностью компании, поэтому нужно проявлять доверие к людям и обучать их ответственному отношению к информации.

К тому же исходя из личного опыта я бы оспорила утверждение об особых претензиях персонала именно к DLP: давайте честно себе признаемся — любые средства ИБ воспринимаются как помехи в работе, в том числе и руководителями высшего звена (прим. ред. — улыбается).

Какие возможности (функции) систем DLP сегодня востребованы в наибольшей степени? Почему?

Традиционно каждый заказчик всегда хочет контролировать как можно больше возможных каналов утечек. Однако сегодня в качестве обязательного требования к DLP добавился высокий уровень автоматизации системы, ведь объемы поступающих в неё данных растут драматически, и если обработка этих данных не будет автоматизирована, то для операторов DLP их поток просто превратится в информационный шум.

От современных DLP-решений требуется не только обнаружение и предотвращение утечек, но и их профилактика. Ведь, по сути, даже если утечка выявлена, сам ее факт говорит об изъянах в организации защиты. А чтобы вести профилактику утечек, необходимо понимать обстоятельства, ведущие к их возникновению, — строить карты коммуникаций и хранения информации, отслеживать цифровые информационные следы, анализировать поведенческие паттерны сотрудников, прогнозировать тенденции развития событий, т. е. действовать превентивно. Для этого, с одной стороны нужна, серьезная аналитика, а с другой стороны, время безопасников, для освобождения которого и нужна автоматизация.

Дайте, пожалуйста, свою оценку уровню автоматизации работы современных систем DLP.

Я бы сказала, что автоматизация DLP относится к одной из самых активных точек роста этих систем. Изначально сложилось так, что пользовательский интерфейc систем DLP не отличался дружественностью, и примерно до 2015 года единственным инструментом для безопасников при работе с системой DLP были поисковые запросы. Сложилась парадоксальная ситуация: система содержала много полезной информации для расследования ИБ-инцидентов, но она оставалась «запертой» внутри архивов. Серьезным препятствием на пути автоматизации были технологические ограничения скорости поиска в огромных архивах коммуникаций. Развитие технологий позволило сделать первые серьезные шаги на пути к решению этой задачи — запрограммировать стандартные сценарии действий офицеров безопасности при работе с системой. Сценариев работы с DLP много — по разбору инцидентов, по расследованию, по мониторингу групп особого контроля... и работа в направлении их автоматизации продолжается, все больше освобождая ИБ-специалистов от рутины для решения более значимых задач. Это направление осознано как разработчиками, так и пользователями DLP.

Как повлияла удаленка, которую мы все пережили из-за пандемии, на развитие систем DLP?

Рынок DLP зрелый, и за годы его существования (нашей системе Solar Dozor недавно исполнился 21 год!) все подустали говорить об утечках. Последние лет пять разработчики систем DLP стали больше уделять внимания решениям задач корпоративной безопасности, в первую очередь экономической и кадровой безопасности. Действительно, возможности современных DLP-систем выходят далеко за рамки классической защиты от утечек — они используются для профилирования пользователей и выявления признаков корпоративного мошенничества, для расследования коррупционных схем...

На этом фоне для меня лично неожиданным стало то, что удаленка вернула актуальность задаче защиты от утечек данных. С переходом на удаленку окончательно размылся корпоративный периметр, размылась психологическая граница между личным и рабочим пространством. В домашней обстановке у человека неизбежно снижается внутренняя собранность. Чувствительная информация, которая в офисе передавалась в том числе и при личном очном общении, на удаленке вынужденно переводится в цифру — если сотрудник находится вне офиса, все его коммуникации и данные должны быть оцифрованы. Кроме того, чтобы не нарушать бизнес-процессы, руководство было вынуждено на удаленке расширить доступ к ресурсам и данным для новых категорий сотрудников. Именно эти факторы и вернули остроту проблеме утечек.

Тенденция укрупнения бизнеса привела к увеличению нагрузки на DLP-систему в рамках одной организации: раньше у крупного заказчика к системе подключались десятки тысяч пользователей, теперь же это сотни тысяч, помноженные на заметно увеличившийся в прошлом году трафик чувствительной информации. Все вместе это обусловило развитие инструментария детектирования информации, контентного анализа.

Классические, привычные и надёжные в прошлом инструменты анализа данных перестают справляться с такой нагрузкой. Более того, многие компании переводят DLP-систему на работу «в разрыв» и ужесточают требования к скорости обработки и точности анализа. И всё это система должна выполнять в сложной территориально распределенной, вертикально и горизонтально интегрированной иерархической инфраструктуре заказчиков.

Насколько остра сегодня конкуренция на российском рынке DLP? Как динамично распределяются доли между лидерами? Можно ли ожидать появления новых вендоров, и если да, то что нового они предложат рынку?

Сколько помню российский рынок DLP, столько он был и остается высококонкурентным. Во многом именно это способствовало тому, что российские DLP-системы, на мой взгляд, значительно превосходят зарубежные.

На рынке есть решения, нацеленные на крупных заказчиков. Однако в функционале DLP нуждаются также средние и малые компании, у которых требования к отказоустойчивости и производительности не такие строгие, как у корпораций, зато они более восприимчивы к новым, нишевым функциям DLP. Это открывает возможности для существования относительно недорогих DLP-решений, для появления новых игроков.

Можно ли сказать, что в направлении DLP в нашей стране реализовано импортозамещение?

Думаю, что относительно решений DLP импортозамещение состоялось: российские продукты по техническим показателям и ценам более чем конкурентны в сравнении с иностранными. Современная геополитика играет на руку российским разработчикам, так как рынок оказался совсем не свободным от политики, и, как следствие, отношения с иностранными поставщиками ненадежны.

«DLP как сервис» — как развивается это направление?

Года 3-4 назад наша компания разработала сервисное DLP-решение для его размещения на облачной платформе Microsoft Azure. Microsoft даже с удивлением констатировала, что на тот момент мы были единственным в мире DLP-решением, которое могло полностью функционировать в облаке. Однако из-за упомянутых внешнеполитических условий облачные сервисы Microsoft не получили достаточного распространения в нашей стране. Сегодня мы продолжаем развивать направление «DLP как сервис», но уже с расчетом на облачные возможности компании «Ростелеком». У нас есть собственная платформа управляемых сервисов кибербезопасности (MSS), на которой среди прочих размещается и сервис DLP. Спрос на сервисы ИБ в нашей стране только формируется, но мы неизбежно придем к востребованности этой модели вслед за западными странами.

Нужны ли компаниям цифровые двойники сотрудников?

В безопасности цифровые двойники появились потому, что сформировался запрос на профилактику и прогнозирование ИБ-нарушений. Для решения этих задач очень эффективным оказался анализ поведения сотрудников при цифровых коммуникациях, позволяющий по выявлению и анализу аномалий в этих процессах понять, что что-то пошло не так в сравнении с обычным поведением человека. В дополнение к привычному мониторингу событий безопасники стали использовать поведенческие аномалии как триггеры для инициации расследований обстоятельств и причин возникновения аномалий, за которыми могут скрываться серьезные нарушения, которые плохо выявляются традиционными средствами.

Поведенческий анализ оказался перспективным и в целях повышения эффективности организации труда. Мы использовали технологию UBA в своем новом продукте Solar addVisor, основными пользователями которого являются топ-менеджеры и HR-департамент. Для сотрудников, занимающих одинаковые должности, строятся профили рабочей активности. По части параметров профили отдельных людей ожидаемо близки. Эта общая часть профиля отражает сложившееся в компании положение вещей для данной должности. Если же проанализировать отклонения от среднего профиля с позиции эффективности, то можно выявить причины более продуктивной работы одних сотрудников и недоработки других. Это позволяет совершенствовать рабочие процессы, вовремя проводить обучение, автоматизировать те или иные операции, оптимизировать численно и качественно состав подразделений...

Понятен ли заказчикам механизм возврата инвестиций в DLP? Каковы сегодня сроки внедрения и окупаемости этих систем?

Интуитивно бизнес-заказчики хорошо понимают те преференции, которые можно извлекать из DLP. Понимание это приходит с осознанием ценности корпоративных информационных активов и возможных потерь от внутреннего мошенничества. Однако до сих пор мне неизвестна ни одна объективная методика, по которой можно рассчитать сроки окупаемости DLP. Ведь в случае утечек компании рискуют информацией, активом нематериальным, стоимость которого оценить трудно. Связанные с утечками репутационные риски тоже оцениваются весьма приблизительно. В случаях мошенничества ущерб оценить проще, но сделать это можно только после того, как схема мошенничества была реализована. Тем не менее понимание ценности информации уже сформировано в головах бизнес-руководителей. Об этом говорят в том числе постоянно растущие продажи DLP.

Что касается сроков внедрения систем DLP, то за последнее время здесь произошел настоящий прорыв. Лет десять назад на это уходило полгода. Всё начиналось с классификации данных и настроек политик фильтрации. Сегодня готовые отраслевые политики и годами проверенные «best practices», в совокупности с дружественным пользовательским интерфейсом и встроенными аналитическими возможностями позволяют получать пользу от DLP сразу после ее физического развертывания (на это уходит пара дней), ещё до проведения тонких настроек. В очень крупных организациях внедрение длится не более четырех месяцев (даже при работе системы в разрыв), а средние по масштабам проекты укладываются в месяц.

Насколько деликатно DLP встраивается в корпоративную ИКТ-инфраструктуру?

Я бы сказала, что делает она это естественно — особых проблем с развертыванием DLP в инфраструктуре заказчиков нет, все сценарии давно отработаны и доведены до автоматизма.

DLP может получать трафик на сетевом уровне (данные снимаются с почтовых серверов и SPAN-портов коммутаторов) и на рабочих станциях (данные получают от устанавливаемых на рабочих станциях агентов). Первый вариант ввиду малого объема интеграции проще, но и работа с агентами при современном развитии средств управления ими вполне рутинная задача.

Если же говорить о встраивании DLP в организационную структуру заказчиков, то тут нужно быть готовым к изменению привычных сценариев работы и научить сотрудников службы безопасности использовать для решения привычных задач новый инструмент. Здесь помогают накопившиеся за годы существования DLP лучшие практики внедрения и методики решения задач.

Какова главная «головная боль» у разработчиков DLP сегодня? У внедренцев DLP? У пользователей DLP?

Для производителей основным технологическим вызовом является обеспечение скорости и бесперебойности работы всего мощного функционала современных DLP (включая поведенческий анализ) при больших, растущих нелинейно, нагрузках и объемах данных. Проблема осложняется тем, что, как правило, обновление парка «железа» запаздывает и возникает необходимость обеспечить работу в условиях значительного дефицита ресурсов.

У внедренцев нынешние сложности связаны с выявлением задач, решение которых разумно передать DLP. Список таких задач значительно расширился, и сегодня внутренними заказчиками наряду с подразделением ИБ выступают и другие подразделения корпоративной безопасности: экономическая безопасность, кадровая, антикоррупционная служба, служба внутреннего контроля.

Что касается претензий к DLP со стороны пользователей этих систем, то показательными могут быть результаты недавнего нашего исследования. Главное недовольство (в равных долях опрошенных) вызвали, с одной стороны, недостаточно широкий набор функций, а с другой — его избыточность. Скорее всего это связано с тем, что пока у компаний мало опыта в использовании сильно расширившихся возможностей DLP. Поэтому мы плотно работаем над выявлением и формализацией лучших практик применения DLP, созданием практических методик, которыми делимся с нашими заказчиками.

Другие спецпроекты
ПечатьПечать без изображений

Комментарии

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарий.

Регистрация
Авторизация

ПОДГОТОВЛЕНО ITWEEK EXPERT

 
Интересно
Как ИИ может повысить безопасность сети
Искусственный интеллект становится новым мощным инструментом сетевой защиты. При правильном использовании ИИ можно …
Сбои в работе дата-центров: основные тенденции и стратегии снижения рисков
В отчете Uptime Institute «Annual Outage Analysis 2024» о сбоях в работе центров обработки данных …
Что такое суверенное облако и кому оно действительно нужно?
Кристофер Тоцци, технологический аналитик Fixate.io, рассказывает на портале ITPro Today о концепции …
Практические аспекты перехода к искусственному интеллекту
Искусственный интеллект бросает вызов ИТ-инфраструктуре, управлению, безопасности и ИТ-операциям. О том, что …
Двенадцать способов повысить производительность приложений
Существует множество факторов, которые приводят к зависанию, низкой производительности или сбоям в работе …