В структуре совокупного дохода российских разработчиков ПО в 2023 году доля продаж, которые приходятся на внутренний рынок, возросла с 65,6% до 76,2%, увеличившись за год более чем на 10 процентных пунктов. С одной стороны, такой рост свидетельствует о повышенном спросе на ПО в России в рамках импортозамещения, а с другой — о проблемах развития экспорта, которые необходимо решить для обеспечения места России в конкурентной борьбе на глобальном рынке в Новом Технологическом укладе.
Прогноз РУССОФТ относительно изменений структуры географии продаж российских софтверных компаний по итогам 2023 года, озвученный год назад, во многом оказался верным. Ожидалось увеличение доли российского рынка до 72%, но по факту она возросла до 76%. Этот же показатель для Ближнего зарубежья не увеличился, как прогнозировалось, до 13%, а снизился до почти 10%. Снижение доли макрорегиона «США и Канада» с 5,9% до 3,3% при прогнозируемом падении до 3,0% было предсказано почти точно. Также можно признать корректным прогноз относительно доли «Европы» (снижение до 3,8% вместо ожидаемых 3,4%). Чрезмерно оптимистичными оказались ожидания по продажам в Южной и Восточной Азии: доля этого макрорегиона составила только 3% вместо ожидаемых почти 5%.
Другие макрорегионы пока имеют показатель доли объема продаж российской индустрии ПО около 1%, а при таких величинах сопоставлять прогнозируемую и фактическую величину не имеет смысла. Можно лишь отметить, что у рынка стран Ближнего Востока пока доля не такая высокая, как можно было бы ожидать, но не исключено, что работу в этом макрорегионе опрошенные компании ведут, но особенно не хотят ее афишировать. В то же время, доля рынка Ближнего Востока может значительно увеличиться за один год.
Согласно прогнозу РУССОФТ, основанному на ожиданиях опрошенных в начале 2024 г. софтверных компаний в рамках ежегодного исследования, в 2024 году доля России в общем объеме продаж софтверной индустрии сократится до 72,2% при предполагаемом увеличении доли продаж на зарубежных рынках. Однако другие расчёты, основанные на предположительном изменении всей экспортной выручки, говорят о том, что несмотря на рост доходов от экспорта (как в рублевом, так и в долларовом выражении) после двухгодичного сокращения, темпы роста продаж на внутреннем рынке все-таки будут выше. Следовательно, доля российского рынка в 2024 г. может и не снизиться даже при росте экспорта.
Тем не менее, в 2025 году и далее даже при положительных темпах роста продаж в России можно ожидать увеличения доли продаж за границей в общем объеме продаж российской индустрии разработки ПО за счёт ещё более значительного темпа роста продаж за рубежом. Работа на международном рынке важна для обеспечения технологического суверенитета и для завоевания места среди лидеров мирового рынка, поскольку за счет роста валютной выручки позволяет не только увеличивать объемы финансирования разработки важных для экономики импортозамещающих решений, но и совершенствовать качество этих решений в условиях жёсткой конкуренции на мировом рынке.
Если рассматривать зарубежные рынки, то в 2024 году ожидается продолжение сокращения доли продаж российских компаний в таких макрорегионах как «США/Канада», «Европа» (без России и Ближнего зарубежья) и «Австралия/Новая Зеландия», в то время, как можно ожидать роста продаж на других рынках, которые охватывают «дружественные страны».
Распределение продаж российских софтверных компаний по макрорегионам Глобального рынка в
2017 г. |
2018 г. |
2019 г. |
2020 г. |
2021 г. |
2022 г. |
2023 г. |
2024 г. (прогноз) |
|
Россия |
49,5% |
55,3% |
52,4% |
52,5% |
52,5% |
65,6% |
76,2% |
72,2% |
Ближнее зарубежье (постсоветское пространство) |
— |
— |
4,7% |
7,3% |
13,45% |
11,5% |
10,2% |
11,9% |
США и Канада |
17,1% |
13,0% |
16,3% |
13,0% |
11,8% |
5,9% |
3,3% |
2,7% |
Европа (без России и ближнего зарубежья) |
— |
— |
13,6% |
12,4% |
12,2% |
5.7% |
3,8% |
3,3% |
Южная и Восточная Азия |
4,0% |
4,0% |
3,8% |
6,5% |
2,9% |
5,9% |
3,0% |
3,7% |
Южная и Центральная Америка |
1,5% |
1,6% |
2,6% |
2,7% |
2,4% |
1,6% |
1,0% |
1,3% |
Африка |
0,5% |
0,6% |
2,1% |
1,4% |
0,3% |
0,9% |
1,1% |
2,0% |
Австралия/Новая Зеландия |
0,9% |
0,9% |
2,4% |
0,7% |
1,25% |
0,9% |
0,6% |
0,5% |
Страны Ближнего Востока |
1,3% |
1,4% |
2,1% |
3,5% |
3,2% |
2,0% |
1,0% |
2,3% |
Если сделать деление всех стран на Россию с Ближнем зарубежьем, Западный мир («недружественные страны») и Новые рынки (с 2022 г. они стали «дружественными странами»), то ожидается, что доля России с Ближним зарубежьем в 2024 г. почти не изменится, а доля «дружественных стран», скорее всего, станет намного выше, чем «недружественных».
Распределение продаж российских софтверных компаний
по группам рынков в
2017 г. |
2018 г. |
2019 г. |
2020 г. |
2021 г. |
2022 г. |
2023 г. |
2024 г. (прогноз) |
|
Россия и Ближнее зарубежье |
54,8% |
60,6% |
57,1% |
60% |
65,95% |
77,1% |
84,4% |
83,5% |
Западный мир (с 2022 г. «недружественные страны») |
37,9% |
31,8% |
32,3% |
26,0% |
25,25% |
12,5% |
8,0% |
6,3% |
Новые рынки (с 2022 г. «дружественные страны») |
7,3% |
7,6% |
10,6% |
14,0% |
8,8% |
10,4% |
7,6% |
10,2% |
Самое большой рост продаж российских софтверных компаний можно ожидать на рынках Ближнего зарубежья, в Южной и Восточной Азии (прежде всего, в Индии), в Африке и на Ближнем Востоке.
Присутствие российских компаний на внутреннем и зарубежных рынках
в
2007 г. |
2013 г. |
|
2018 г. |
2019 г. |
2020 г. |
2021 г. |
2022 г. |
2023 г. |
2024 г. (прогноз) |
|
Россия |
55% |
93% |
|
94% |
90% |
99% |
95% |
98,7% |
98,6% |
97,5% |
Ближнее зарубежье |
— |
— |
— |
— |
44% |
49% |
44% |
45,7% |
38,6% |
48,1% |
Белоруссия |
32% |
33% |
|
26% |
32% |
19% |
25% |
23,9% |
23,5% |
30,5% |
Казахстан |
— |
— |
— |
— |
36% |
26% |
30% |
29,5% |
24,6% |
33,0% |
Узбекистан |
— |
— |
— |
— |
24% |
16% |
17% |
17,9% |
14,7% |
19,6% |
США и Канада |
55% |
41% |
|
39% |
58% |
32% |
24% |
17,5% |
13,3% |
13,3% |
Европа (без России и ближнего зарубежья) |
— |
— |
— |
— |
51% |
42% |
35% |
24,8% |
16,5% |
16,1% |
Германия (немецко- говорящие страны) |
25% |
22% |
|
29% |
33% |
11% |
15% |
6,8% |
6,0% |
4,6% |
Франция |
— |
— |
— |
— |
19% |
10% |
9% |
4,7% |
3,9% |
3,2% |
Великобритания |
— |
— |
— |
— |
28,0% |
16,0% |
9,0% |
9,0% |
4,9% |
4,2% |
Скандинавия |
28% |
17% |
|
21% |
22% |
12% |
11% |
4,3% |
2,8% |
2,5% |
Италия |
— |
— |
— |
— |
21% |
17% |
5% |
3,0% |
2,1% |
2,1% |
Страны Центральной |
— |
— |
|
21% |
24% |
16% |
15% |
5,1% |
6,3% |
6,0% |
Африка |
— |
— |
|
8% |
17% |
3% |
6% |
6,0% |
5,3% |
8,8% |
Южная и Восточная Азия |
19% |
8% |
|
17% |
26% |
22% |
18% |
12,0% |
10,5% |
15,1% |
Индия |
— |
— |
— |
— |
15% |
9% |
6% |
3,4% |
6,3% |
9,1% |
Китай |
— |
— |
— |
— |
24% |
10% |
6% |
4,7% |
2,8% |
4,2% |
Индонезия |
— |
— |
— |
— |
— |
— |
— |
— |
3,2% |
3,9% |
Южная и Центральная Америка |
— |
— |
|
10% |
17% |
9% |
10% |
6,8% |
5,6% |
6,0% |
Бразилия |
10,0% |
10,0% |
5,0% |
3,0% |
3,2% |
2,8% |
||||
Мексика |
10% |
5% |
4% |
2,1% |
2,8% |
2,8% |
||||
Аргентина |
7% |
5% |
4% |
3,4% |
2,1% |
2,1% |
||||
Ближний Восток |
— |
8% |
|
19% |
21% |
13% |
14% |
8,5% |
6,3% |
12,3% |
Австралия |
— |
— |
|
12% |
15% |
8% |
6% |
3,8% |
3,5% |
2,8% |
Почти 2/3 опрошенных компаний имеют интерес к работе на рынках Ближнего зарубежья (уже присутствуют, планируют присутствовать на этих рынках или изучают их). Рынки Северной Америки и Европы по доле компаний, которым они интересны, ещё находятся среди самых привлекательных, но по темпам роста их намного опережает Южная и Восточная Азия, да и у Ближнего Востока и Африки этот показатель выше, чем у макрорегиона «США/Канада».