НовостиОбзорыСобытияIT@WorkРеклама
Облака/ИТ-сервисы:

Блог

Облака – это понятие вероятностное, нужно использовать "палитру цветов"

В предпразнично-праздничные дни по облачной теме продолжались дискуссии. В том числе по теме "что же такое облака" и "насколько хорошо ИТ-общество понимает, что это такое".
Обсуждения идут в распределенном "географически-временном" пространстве (в разных постах и пр.), они "расползаются", за ними сложно уследить и как-то "собрать воедино" (чтобы были не просто "ля-ля", а все же получался бы как-то прогресс в понимании темы).

Один из тезисов, который я давно продвигаю и отстаиваю: нам нужно если не отказаться совсем, то во всяком случае поменьше поминать всуе само слово "облака" и производные от него. На некотором абстрактно-теоретическом уровне (говоря, о принциальных аспекта – позитивных и негативных) его нужно употреблять, а на прикладном – не стоит.
[spoiler]
Для начала нужно помнить, что есть три типа облачных сервисов – SaaS, PaaS и IaaS. И каждый из них настолько специфичен, что его нужно рассматривать отдельно. Не говоря уже о том, что есть публичные и частные облака – тут многие вещи вообще бывают принципиально разными.

Это хорошо было видно на примере предпразничной дискуссии в Фейсбуке, где один из участников поначалу "обругал" облака вообще. Потом же выяснилось, что речь шла о вполне обоснованной критике по вполне конкретному вопросу. И главное – речь шла именно о случае Public IaaS (для Private этот же вопрос выглядит несколько иначе).

Еще одна постоянная тема – чем все же "облака" отличаются от "необлаков".

Лично я для себя это вопрос решил давно.

1. При оценке конкретного сервиса термин "облачный" как раз лучше всего не использовать вовсе. Нужно говорить, хорош сервис или плох, подходит он (и кому именно) или не подходит (можно обсудить "почему"). А облачный он или не облачный – это вопрос уже второй. Или даже третий.

2. Термин "облачный" в то же время может быть полезен. В том плане, что облако подразумевает некоторые характеристики (динамическая инфраструктура, биллинг, самообслуживание). И кстати – совсем не каждому (более того – многим) все эти "примочки" нужны. Более того, кому-то они противопоказаны. Поэтому наличие слова "облака" лишь означает, что нужно специально внимательно обращать внимание именно на эти вопросы. Критическое внимание!

3. Не бывает "стопроцентного облака"! Как не бывает "стопроцентного капитализма" или "стопроцентного социализма". Всегда есть некоторая смесь, где превалирует одно или другое.

Я это к тому, что нельзя подходить к оценке сервисов с представлением "черное и белое" – нужно понимать, что для оценок сервисов нужно использовать палитру цветов. Причем тут даже "черно-белой" палитры недостаточно (поскольку сервисы характеризуются не одним, а несколькими параметрами – все те же масштабируемость, доступность, самообслуживание и пр.)

Вот такие промежуточные соображения.