НовостиСобытияКонференцииФорумыIT@Work
Облака/ИТ-сервисы:

Блог

В чем специфика продажи авиабилетов в Интернете? Да нет никакой специфики…

Андрей Колесов
16.01.2014 21:57:34

Продолжаем разговор про достоинства и недостатки приобрения электронных билетов через анентства-посредники. Разговор, навеянный предновогодний инцидентом с сервисом Eviterra, которые продал билеты, из которых 6000 штук перед самым Новым годом были вдруг объявлены недействительными.

Моя позиция тут однозначна: во всей этой ситуации никакой "электронной" специфики нет. Все то же самое могло (и может) произойти с бумажной схемой продаж. Более того, как раз электроника позволят существенно снизить риски подобных проблем, свести к нулю.

Что же случилось с Eviterra?

Давайте для начала уточним, что в системе продаж авиабилетов существует такой же партнерский канал продаж, как и в ИТ: вендор (авиаперевозчик) – дистрибутор (имеет доступ к базам билетов разных авиакомпаний) – дилер (агентство-продавец).
Причем так было и есть и в "бумажные времена".

Чем удобна покупка у агента-посредника? В первую очередь тем, что он дает предложения сразу по большому числу компания, видны разные варианты полетов, цен и пр.

При этом обычно четко предупреждается, что данная информация является предварительной. Реальная информация появляется лишь, когда вы начинаете процедуру покупки, при этом вполне возможен ответ – "билетов нет" или есть, но по другой цене.
Это нормально.

Казалось бы, такую предварительную информацию можно использовать лишь в качестве ориентира. Увидев подходящий вариант, я, например, всегда захожу на сайт самой авиакомпании и пытаюсь купить там.
Но тут возникают проблемы: оказывается, что у самой авиакомпании почему-то или нет мест или дороже.
Почему так – могу только догадываться. Скорее, тут работает некоторая схема партнерских отношений, при которой авиакомпания сама заинтересована, чтобы покупали не у нее, а у партнеров.

Хотя тут возможны и вариант совсем обратный – у авиакомпании получается дешевле, чем у партнера.

Короче говоря, приобретение авиабилета – это процесс творческий, интерационный. И достоинства Интернета заключается как раз в том, что буквально за полчаса можно провести исчерпывающий анализ до десятка разных вариантов покупок. И выбрать подходящий. Понятное дело, что при прочих равных условиях, я стараюсь покупать у авиакомпаний напрямую.

Что же произошло в случае с Eviterra? Как написал по этому поводу журнал "Эксперт", проблема была во взаимоотношениях дистрибутора "Авиа Центр" и дилера с Eviterra. Eviretta продала полученные от "Авиа Центра" билеты, а деньги за продукт дистрибутору не перевела. Дистрибутор "занервничал" и решил аннулировать проданным им билеты.

Еще раз обращаю внимание: никакой "электронной" специфики тут нет – все это же может быть при использовании бумажной схемы.

Кто виноват и что делать?

Судя по всему виноват в этой ситуации дистрибутор – именно он почему решил аннулировать проданные им билеты. Да, есть вина и партнера-агента (несвоевременный перевод денег дистрибутору), но это уже их сугубо внутренние партнерские отношения ("Авиа Центр" сам давал товарный кредит, никто его не заставлял делать это).

Сразу нужно сказать, что история получилась в стиле "много шума из ничего": в результате "Авиа Центр быстро отыграл назад. Практически все аннулированные билеты были восстановлены, из 6000 человек, только 50 не улетели, причем не очень понятно почему (может быть, передумали – 1% - это нормальная доля сдающих билеты по разными причинам.

"Эксперт" пишет, что неулетевших получат компенсацию.
И вот тут возникает интересный вопрос – какую компенсацию? Просто деньги за неиспользованные билеты?

Я совершенно уверен, что в Европе, а тем более США, авиапосредники в подобной ситуации легким испугом не отделались бы.
Наверняка, на них посыпались бы судебные иски, как от "неулетевших" – за сорванный отпуск, неиспользованные гостиницы и пр., так и от "улетевших" – за нервотрепку и моральный ущерб.
И размеры исков были же такими, что вперед дистрибутору в голову бы не пришло пытаться решать свои партнерские отношениях за счет клиентов…

В заключении этого повествования сделаю выводы:

1) Вся эта история не имеет никакой "электронной специфики". Разговоры о какой-то ненадежности электронных билетов совершенно беспочвенны.
2) В принципе, все это имеет отношение к любым Интернет-продажам.

Комментариев: 0

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут добавлять комментарии