НовостиОбзорыСобытияIT@WorkРеклама
Мобильные решения:

Блог

Точная настройка MVNO

В прошлом месяце почти одновременно пришло два сообщения противоположного толка. С одной стороны, компания МТС объявила о повышении тарифов со странами СНГ, с другой стороны, фирма МТТ объявила о выходе Full-MVNO Aiva Mobile на рынок Узбекистана. Оказалось, что на направлении, не эффективном для одного оператора в то же самое время вполне можно делать успешный бизнес для другого оператора.  [spoiler]
Несмотря на достаточно давний срок легализации (порядка десяти лет) российского рынка виртуальных мобильных операторов (Mobile Virtual Network Operators, MVNO), он характеризуется очень слабым по сравнению с развитыми странами уровнем развития, невысокими темпами роста и неустойчивостью, которая усиливается в период экономической нестабильности.
Недавно компания J’son & Partners Consulting провела анализ более 50 проектов MVNO в Российской Федерации (в том числе более 20 действующих и находящихся в высокой степени готовности к запуску) и пришла к выводу, что с 2013 г. по январь 2016 г. в стране произошло даже сокращение числа MVNO-лицензиатов.
Понятно, что для крупных операторов мобильной связи тарифные планы (ТП) формируются под большие массивы клиентов, насчитывающие миллионы пользователей. При этом цены на востребованные большим числом абонентов ТП обычно снижаются, а на нишевые ТП – повышаются. Уменьшение числа трудовых мигрантов в России за последние годы привело к снижению трафика со среднеазиатскими республиками в 1,5 – 2,5 раза.
К тому же платежи за роуминг начисляются в твердой валюте, что усугубляет непростое положение мобильных операторов. Так что ранее введенные тарифные планы в новых экономических условиях перестают быть эффективными и МТС – не единственная компания, которая пересматривает ТП со странами СНГ в сторону повышения.
С другой стороны, для MVNO не обязательно иметь многомиллионные аудитории, они могут подстраиваться и под небольшие сегменты абонентов. При этом они не отягощены собственной инфраструктурой и большими объемами САРЕХ при запуске проекта. Новый проект Aiva Mobile рассчитан на представителей этнических общин, мигрантов и приезжающих на работу в Россию граждан Узбекистана.
В результате, Узбекистан стал уже третьей страной, где доступны услуги российского Full-MVNO от МТТ. Ранее Aiva Mobile была запущена в Таджикистане в партнерстве с оператором Babilon Mobile и в Финляндии совместно с оператором DNA Oy (www.pcweek.ru/mobile/blog/mobile/8090.php). Партнером МТТ в Узбекистане стал оператор Ucell, который входит в состав шведско-финского телекоммуникационного холдинга TeliaSonera. Кстати, российским партнером МТТ до сих пор выступала компания МТС.
Следует отметить, что МТТ разработал специальную платформу MVNE (Mobile Virtual Network Enabler), которая позволяет компании выступать в роли поставщика и архитектора MVNO-решений. Сотрудничая с МТТ по этой бизнес-модели, операторы-партнеры Aiva Mobile могут достаточно эффективно, быстро и с небольшими затратами запускать совместные MVNO-проекты.
Сейчас, похоже, начинают складываться новые возможности для продвижения MVNO-проектов в РФ. В условиях очень малого пространства для органического роста мобильных операторов в стране эти компании все активнее ищут новые возможности для наращивания абонентской базы и прибыли.
Сотрудничество с MVNO-партнерами – одна из таких возможностей, ведь те не являются их прямыми конкурентами и готовы действовать в узких специфических нишах, где у крупных провайдеров нет опыта выстраивания эффективных бизнес-моделей. И это хорошо видно на примере работы МТС/МТТ в одном из сегментов рынка СНГ.
Впрочем, надо признать, что, по большому счету, перспективы MVNO в России все еще остаются неопределенными и будет ли в полной мере использован потенциал этих компаний для развития рынка сотовой связи по-прежнему в значительной мере зависит от позиции и действий отраслевого регулятора.