НовостиСобытияКонференцииФорумыIT@Work
Мобильные решения:

Блог

Точная настройка MVNO

Петр Чачин
13.03.2016 21:48:51

В прошлом месяце почти одновременно пришло два сообщения противоположного толка. С одной стороны, компания МТС объявила о повышении тарифов со странами СНГ, с другой стороны, фирма МТТ объявила о выходе Full-MVNO Aiva Mobile на рынок Узбекистана. Оказалось, что на направлении, не эффективном для одного оператора в то же самое время вполне можно делать успешный бизнес для другого оператора.
Несмотря на достаточно давний срок легализации (порядка десяти лет) российского рынка виртуальных мобильных операторов (Mobile Virtual Network Operators, MVNO), он характеризуется очень слабым по сравнению с развитыми странами уровнем развития, невысокими темпами роста и неустойчивостью, которая усиливается в период экономической нестабильности.
Недавно компания J’son & Partners Consulting провела анализ более 50 проектов MVNO в Российской Федерации (в том числе более 20 действующих и находящихся в высокой степени готовности к запуску) и пришла к выводу, что с 2013 г. по январь 2016 г. в стране произошло даже сокращение числа MVNO-лицензиатов.
Понятно, что для крупных операторов мобильной связи тарифные планы (ТП) формируются под большие массивы клиентов, насчитывающие миллионы пользователей. При этом цены на востребованные большим числом абонентов ТП обычно снижаются, а на нишевые ТП – повышаются. Уменьшение числа трудовых мигрантов в России за последние годы привело к снижению трафика со среднеазиатскими республиками в 1,5 – 2,5 раза.
К тому же платежи за роуминг начисляются в твердой валюте, что усугубляет непростое положение мобильных операторов. Так что ранее введенные тарифные планы в новых экономических условиях перестают быть эффективными и МТС – не единственная компания, которая пересматривает ТП со странами СНГ в сторону повышения.
С другой стороны, для MVNO не обязательно иметь многомиллионные аудитории, они могут подстраиваться и под небольшие сегменты абонентов. При этом они не отягощены собственной инфраструктурой и большими объемами САРЕХ при запуске проекта. Новый проект Aiva Mobile рассчитан на представителей этнических общин, мигрантов и приезжающих на работу в Россию граждан Узбекистана.
В результате, Узбекистан стал уже третьей страной, где доступны услуги российского Full-MVNO от МТТ. Ранее Aiva Mobile была запущена в Таджикистане в партнерстве с оператором Babilon Mobile и в Финляндии совместно с оператором DNA Oy (www.pcweek.ru/mobile/blog/mobile/8090.php). Партнером МТТ в Узбекистане стал оператор Ucell, который входит в состав шведско-финского телекоммуникационного холдинга TeliaSonera. Кстати, российским партнером МТТ до сих пор выступала компания МТС.
Следует отметить, что МТТ разработал специальную платформу MVNE (Mobile Virtual Network Enabler), которая позволяет компании выступать в роли поставщика и архитектора MVNO-решений. Сотрудничая с МТТ по этой бизнес-модели, операторы-партнеры Aiva Mobile могут достаточно эффективно, быстро и с небольшими затратами запускать совместные MVNO-проекты.
Сейчас, похоже, начинают складываться новые возможности для продвижения MVNO-проектов в РФ. В условиях очень малого пространства для органического роста мобильных операторов в стране эти компании все активнее ищут новые возможности для наращивания абонентской базы и прибыли.
Сотрудничество с MVNO-партнерами – одна из таких возможностей, ведь те не являются их прямыми конкурентами и готовы действовать в узких специфических нишах, где у крупных провайдеров нет опыта выстраивания эффективных бизнес-моделей. И это хорошо видно на примере работы МТС/МТТ в одном из сегментов рынка СНГ.
Впрочем, надо признать, что, по большому счету, перспективы MVNO в России все еще остаются неопределенными и будет ли в полной мере использован потенциал этих компаний для развития рынка сотовой связи по-прежнему в значительной мере зависит от позиции и действий отраслевого регулятора.

Комментариев: 0

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут добавлять комментарии