НовостиОбзорыСобытияIT@WorkРеклама
ИТ-бизнес:

Блог

Две версии слишком частых перемен в топ-менеджменте HP

Очередные перемены в топ-менеджменте HP -- главное ИТ-событие конца минувшей недели. Cлучайно или закономерно это событие? Предлагаю вашему вниманию свои версии слишком частых перемен в топ-менеджменте компании. А также комментарии российских дистрибьюторов.[spoiler]

Версия № 1. Ныне действующий в HP алгоритм принятия ключевых решений далек от совершенства

Обоснование этой версии начну с двух фрагментов из публикации “HP меняет главу компании”: “объявление о смене стратегии в сторону ПО и услуг вызвало волну критики со стороны и акционеров, которые возбудили судебный иск, обвинив HP в сокрытии важной информации, и инвесторов (после заявления акции HP сразу упали более чем на 20%)”; “ Лео Апотекер стал третьим руководителем HP, который был уволен Советом директоров. Его предшественник Марк Хёрд отправлен в отставку после скандала, связанного с нарушением корпоративной этики. До него HP возглавляла Карли Фиорина — она также была отстранена от руководства директорами, которые оказались под давлением со стороны инвесторов, недовольных ее решением купить фирму Compaq”.

А вот три фрагмента из публикации “Апотекер уволен, партнеры аплодируют”: “Апотекер не проявил достаточно интереса к каналу и принял ряд сомнительных решений за время своего недолгого правления, которые негативно сказались на их бизнесе”; “Более всего партнеры недовольны неопределенностью, созданной в августе, когда HP бесцеремонно объявила, что рассматривает возможность продажи или отделения своей 42-миллиардной Personal Systems Group (PSG). Это неожиданное откровение поставило под удар многочисленные сделки в канале. Некоторые партнеры недовольны также решением прекратить выпуск широко разрекламированного планшета TouchPad спустя лишь шесть недель после его старта”; “Сейчас критический момент для компании, и нам нужна смена руководства, чтобы успешно внедрять нашу стратегию и реализовать будущие возможности рынка”.  Автор последней цитаты -- Рэй Лейн (Ray Lane), нынешний председатель совета директоров HP с исполнительными функциями.

Примерно тем же духом пропитаны и другие экспресс-публикации на эту тему. Некоторые авторы напоминают ещё о том, что за недолгие 11 месяцев правления Апотекера акции HP подешевели на 47%, а капитализация компании сократилась на 60 млрд. долл. .

Одним словом, всем понятно, что Лео Апотекера (Leo Apotheker) отправили в отставку не по причине истечения срока контракта, достижения пенсионного возраста или какой-либо другой уважительной причине, а в связи с утратой доверия. Ясно и то, что акционеров HP волнует вовсе не судьба подразделения PSG и канальных партнеров, а собственная прибыль.

Но какова в бедах HP “степень вины” г-на Апотекера? Неужели он один чисто волюнтаристским путем и ни с кем не советуясь принимал ключевые решения, которые привели к падению стоимости акций HP на 47%? А где были рядовые члены Совета директоров компании? Почему они не предостерегли Апотекера от поспешных шагов? Не имели для этого соответствующих рычагов?

И где гарантия того, что новый президент за время своего правления не наделает новых ошибок? Во всей этой истории акционеры HP чем-то напоминают мне жителей царской России, которые искренне верили в то, что стоит взойти на престол “хорошему царю”, как все негативные явления в обществе исчезнут и жизнь станет заметно лучше. А ещё была вера в “хорошего барина”, который станет заботиться не столько о своем благополучии, сколько о благосостоянии крепостных. По большому счету, между верой в “хорошего царя”, “хорошего барина” и “хорошего президента” особой разницы нет.

Дело ведь вовсе не в том, кто именно сидит на троне, является хозяином усадьбы или топ-менеджером компании, а в том, как в соответствующей структуре построена система принятия решений. Помните знаменитое совещание Кутузова в Филях, на котором обсуждался вопрос о том, сдавать Москву Наполеону или не сдавать? Прежде чем огласить судьбоносное решение, фельдмаршал внимательно выслушал мнения всех своих подчиненных (как известно, голоса разделились примерно поровну) и только потом, приняв всю ответственность на себя, приказал отступать. Вот пример грамотного сочетания демократии и единоначалия! Ведь все знают, что “нерегулируемая демократия” ведет к анархии и хаосу, а “нерегулируемое единоначалие” к тирании и огромным потерям.

Не знаю, как именно выглядит алгоритм принятия ключевых решений в HP и чем он отличается от аналогичных алгоритмов в компаниях с более “долгоиграющими” топ-менеджерами, но, судя по тому, что Лео Апотекер стал третьим руководителем HP, который был уволен Советом директоров по неуважительной причине, этот алгоритм нуждается в серьезной модификации в сторону повышения “коллегиальной составляющей” (ведь ошибаться свойственно каждому человеку, а не ошибается, как известно, лишь тот, кто ничего не делает).

Иначе совсем скоро мы станем свидетелями новых кадровых перемен в одной из крупнейших ИТ-компаний мира. Впрочем, некоторые аналитики уже сейчас высказывают мнение, что Мэг Уитман (Meg Whitman), бывшая CEO компании eBay (этому интернет-аукциону она посвятила 10 лет своей карьеры), в своей новой должности долго не продержится (по причине того, что очень уж сильно бизнес eBay отличается от бизнеса HP).

Версия № 2. Недальновидная кадровая политика

А может, дело вовсе не в алгоритмах принятия ключевых решений, а в том, что в последнее время в HP на ключевые посты выдвигаются не “старожилы” компании, прошедшие все ступени служебной лестницы и отлично знающие все составляющие сложного организма, а люди со стороны?

У Алексея Толстого в “Истории государства российского” есть замечательные строки:

И стали все под стягом,
И молвят: как нам быть?
Давай пошлем к варягам:
Пускай придут княжить.


Похоже, отсутствие кадрового резерва ныне наблюдается и в HP. Ну не вырастила за свою многолетнюю историю компания людей, способных занять ключевые посты! А почему не вырастила – можно только гадать. Вот и приходится ей теперь искать топ-менеджеров среди “варягов”. Может даже и очень опытных “в своих краях”, но не знающих всех особенностей “чужой страны”.

Смотрите: до прихода в HP Лео Апотекер более 20 лет проработал в немецкой компании SAP, где в последнее время он занимал должность главного исполнительного директора. Согласитесь, что бизнес HP сильно отличается от бизнеса SAP.

Давайте также вспомним, что Карли С. Фиорина (Carly S. Fiorina) также не была старожилом HP. До прихода в эту компанию она почти 20 лет работала в области телекоммуникаций в компаниях Lucent и AT&T. а в Совет США по торговле с Китаем (U.S. China Board of Trade).

А вот предшественник Карли Фиорины Льюис Платт (Lewis Platt) был 100%-ным старожилом компании. Он поступил на работу в HP в группу медицинского оборудования (Medical Products Group) в 1966 г. на должность инженера. В 1992-м он стал CEO HP, и за время его правления прибыль компании увеличилась на 187% (до 47,1 млрд. долл.), а ее доход за тот же период вырос на 436%. Сравните это с итогами 11-месячного правления Лео Апотекера и почувствуйте разницу.

О мудрости и дальновидности российских дистрибьюторов

В августе, сразу после того, как HP объявила о том, что рассматривает возможность продажи или выделения в отдельный бизнес подразделения PSG, продукция которого занимает значительную долю как мирового, так и российского рынка ПК, мы обратились к некоторым российским дистрибьюторам с вопросом: “Если это событие произойдет, то как оно скажется на HP-cоставляющей вашего бизнеса?”

На этот вопрос исполнительный вице-президент OCS Роксана Янборисова ответила так: “На бизнесе OCS это не скажется – “свято место пусто не бывает”, и на наш бизнес по другим направлениям HP также не повлияет. А вообще жаль, и для рынка это не радостное известие: последние два-три года НР в этом сегменте выпускает абсолютно конкурентоспособную продукцию по конкурентоспособным ценам и придерживается цивильной политики. Да, на этом рынке сейчас у всех игроков низкая рентабельность. Но не в печалях о тяжелой доле канала принимается это решение. А у НР достаточно сил и ресурсов, чтобы перетерпеть, лидировать и впоследствии зарабатывать”.

Похоже, к словам Роксаны “у НР достаточно сил и ресурсов, чтобы перетерпеть, лидировать и впоследствии зарабатывать” в HP прислушались: во всяком случае, “взойдя на престол” Мэг Уитман объявила о том, что решение о судьбе подразделения PSG будет принято лишь в конце этого года.

Не очень верил в скорое избавление HP от PSG и директор департамента закупок компании Merlion Антон Лукьянов: “НР для нас действительно один из основных партнеров и мы внимательно следим за тем, что происходит на рынке. Тем не менее, пока это лишь задание Cовета директоров на изучение такой возможности. НР – лидер отрасли, не думаю, что кто-то будет отказываться от большого и прибыльного бизнеса – вероятно, что изменения, если и будут, то будут происходить не слишком резко и с минимальным негативным эффектом для конечного пользователя”. Напомню, что эти слова Антон Лукьянов произнес ещё в августе.

А вот что я писал в конце августа в одном из своих постов: “Меня очень удивило недавнее заявление компании HP о намерении продать свой бизнес, связанный с производством и сбытом настольных ПК. Да, сейчас это не самый прибыльный вид бизнеса. Но не убыточный же! Едва ли в обозримом будущем все домашние и корпоративные пользователи заменят свои настольные ПК на мобильные компьютеры. К тому же во многих компаниях оборудование HP является корпоративным стандартом по той простой причине, что очень удобно иметь ПК, серверы, СХД, печатающие устройства и т. д. от одного производителя. А если настольные ПК из этого “джентльменского набора” исключить, то при очередном обновлении компьютерного парка ИТ-менеджеры могут задуматься об изменении корпоративных стандартов не в пользу HP. Ведь выбор на рынке серверов, СХД и печатающих устройств очень высок”.

При этом мнении я остаюсь и сегодня.

А вы как считаете: что ждет подразделение PSG в будущем? И изменит ли HP в будущем кадровую политику и алгоритм принятия ключевых решений?