
В статье “Ритейл и ИТ: жесткая реальность и радужные перспективы” отмечается, что “по данным IDC, ежегодные темпы роста рынка ИТ в российском ритейле составляют примерно 20% (прогноз на 2013 г. — 17%), что в три раза выше темпов роста в других отраслях российской экономики. И даже если не прибегать к оценкам исследовательских компаний, а оценивать ситуацию интуитивно, на основании информации о масштабах отдельных реализованных проектов, можно предположить, что расходы российских ритейлеров на ИТ весьма внушительны”.
C тем, что “ежегодные темпы роста рынка ИТ в российском ритейле составляют примерно 20%”, видимо, можно согласиться. Хотя и не совсем понятно, почему при этом, согласно оценкам Росстата, увеличение розничных продаж в России измеряется не двузначными числами, а однозначными: так например, в нашей стране, по оценкам Росстата, в марте 2013 г. оборот розничной торговли составил 1838,3 млрд. руб., что в сопоставимых ценах составляет 104,4% к соответствующему периоду предыдущего года).

Динамика оборота розничной торговли продовольственными и непродовольственными товарами в Российской Федерации
Источник: cайт Росстата.
Выходит, использование ИТ в рознице не ведет к очень значимому увеличению продаж? При сопоставлении динамики ИТ-расходов отечественного ритейла с динамикой его доходов (см. расположенную выше диаграмму) почему-то вспоминается байка о том, что “при социализме в нашей стране темпы роста количества ученых сильно превышали темпы роста науки. Потому, дескать, социализм и рухнул…”. Ну да сейчас речь не об этом…
Просто хочу сказать: с тезисом о том, что “расходы российских ритейлеров на ИТ весьма внушительны” трудно согласиться. По сравнению с чем именно эти расходы “весьма внушительны”? Какие на сей счет есть предположения?
В прошлом году довелось мне неформально и весьма обстоятельно побеседовать с руководителем очень крупного поставщика комплексного (хард и софт) ИКТ-оборудования для оснащения контрольно-кассовых узлов (ККУ). Из цифр, которые приводил собеседник, следовало, что в нашей стране эта компания держит едва-ли не самую крупную долю этого рынка.
Естественно, у меня возник вопрос: за счет чего? В ответ на мое предположение о том, что эта доля обеспечивается хорошим соотношением “цена/качество” предлагаемых решений собеседник громко рассмеялся: “Стоимость оснащения ККУ самым современным ИКТ-оборудованием на два порядка ниже общей стоимости открытия нового магазина. Неужели вы думаете, что хозяева магазинов эту стоимость вообще принимают во внимание? Им важна прежде всего надежность!”. Вот так-то!
Рискну предположить, что и стоимость других ИТ-систем в общем объеме затрат ритейлеров не очень велика. Поэтому с тезисом о том, что “расходы российских ритейлеров на ИТ весьма внушительны” никак нельзя согласиться. Если они и “весьма внушительны”, то лишь по сравнению с расходами государства на зарплаты врачей и учителей…