НовостиОбзорыСобытияIT@WorkРеклама
ИТ-бизнес:

Блог

Зачем “Лаборатория Касперского” затеяла перераспределение своих акций?

Вхождение в состав акционеров “Лаборатории Касперского” (ЛК) глобального фонда прямых инвестиций General Atlantic (GA) – одно из самых обсуждаемых на этой неделе событий, имеющих отношение к бизнесу отечественных ИТ-компаний.[spoiler]

Финансовые аспекты сделки не разглашаются. В официальном сообщении, появившемся на сайте ЛК 20 января, сообщается лишь о том, что после завершения сделки по приобретению части вторичных акций GA станет вторым по величине акционером российской антивирусной компании. При этом контрольный пакет акций ЛК (свыше 50%) останется у Евгения Касперского, генерального директора и соучредителя “Лаборатории”.

Как известно, если в одном месте что-то прибавится, то в другом месте что-то непременно убудет. Однако сведения о том, у кого акций ЛК стало меньше, компания не разглашает. Не разглашает она и сведений о том, сколько всего акционеров сейчас насчитывает “Лаборатория Касперского”. Впрочем, это её право.

С какой же целью ЛК затеяла перераспределение своих акций?

Евгений Касперский отвечает на этот вопрос так: “Сотрудничество с General Atlantic, обладающим уникальным 30-летним опытом работы с быстрорастущими технологическими компаниями во всем мире, принесет дополнительную стратегическую экспертизу, необходимую компании для реализации долгосрочной стратегии”.

Наталья Касперская, председатель совета директоров, соучредитель и один из ключевых миноритарных акционеров ЛК, добавляет: “За последние 10 лет к нам поступало множество предложений от различных инвестиционных структур. Однако до сих пор мы делали ставку на реализацию внутреннего потенциала — и эта стратегия себя полностью оправдала. Теперь же “Лаборатория” выходит на новый уровень развития, который, на наш взгляд, требует долгосрочного сотрудничества с профессиональным инвестором — стратегическим партнером, который позволит компании расширить имеющиеся компетенции, поможет достичь необходимой организационной зрелости”.

Тут уместно напомнить о том, что General Atlantic -- глобальный фонд прямых инвестиций, основанный в 1980 г., оказывающий стратегическую поддержку и осуществляющий инвестиции в динамично развивающиеся компании. В настоящее время данный фонд управляет инвестиционным капиталом в размере около 17 млрд. долл. и объединяет более 75 высококвалифицированных специалистов в области инвестиций.

Ежегодные инвестиции GA составляют около 2 млрд. долл. со средним размером (в 2010 г.) более 200 млн. долл. В настоящее время GA является инвестиционным партнером более чем ста компаний, работающих на глобальных рынках в сфере услуг и технологий. В их числе такие компании как Lenovo, the Alibaba Group и SouFun в Китае; E Trade, Priceline и Network Solutions в США; Genpact в Индии; Mercardo Libre в Латинской Америке; Markit и Privalia в Европе и т. д.

Сделку с ЛК Джон Бернштайн (John Bernstein), управляющий директор и глава европейского подразделения GA, комментирует так: “ЛК -- одна из самых динамично развивающихся IT-компаний мира, обладающая лучшей на сегодняшний момент технологией защиты от компьютерных угроз. На нас произвёл сильное впечатление уровень её менеджмента. Бизнес компании удачно позиционирован. Мы рады возможности сотрудничества с таким признанным экспертом как Евгений Касперский и с интересом ожидаем совместной работы с командой «Лаборатории»”.

Размер вложений GA в ЛК не сообщается. Как не сообщается и доля акций ЛК, перешедшая в руки глобального фонда прямых инвестиций. Известно лишь, что данная доля меньше блокирующего пакета акций российской компании (25%).

Для ЛК это первый случай вхождения в состав её акционеров зарубежного фонда прямых инвестиций. Но такого рода события происходили на отечественном рынке и раньше. К примеру -- см. публикацию “Какой способ привлечения внешнего капитала лучше?” (PC Week/RE № 40/2007, стр. 8) -- в 2002 г. группа ABBYY получила небольшие инвестиции от шведского фонда Mint Capital. “Нам в то время нужны были не столько их деньги, сколько их экспертиза в области правильного управления компанией, финансовой дисциплины, консолидации иностранных представительств в 100%-ные дочерние компании и т. д., -- вспоминает президент и один из основателей группы ABBYY Давид Ян. --  Я думаю, это был правильный шаг и мы, как компания, с тех пор благодаря Mint Capital сильно повзрослели”.

Давид Ян отмечает: “Инвестиционные деньги хороши тем, что их не надо возвращать, но, с другой стороны, они размывают долю акционеров... Компания также обязана тратить их лишь в соответствии с бизнес-планом, оговоренным при получении инвестиций. Необходимо понимать, что привлечение инвестиций для компании, которая раньше управлялась лишь её основателями компании, влечет за собой ограничение свободы акционеров-основателей и уменьшение скорости принятия решений”.

Предполагается, что после завершения сделки с GA в состав Совета директоров ЛК войдет Джон Бернштайн. Не приведет ли расширение данного управляющего органа к уменьшению скорости принятия важных решений? В ЛК считают, что этого не произойдет. “В нашем Совете директоров решения всегда принимались быстро, -- сообщили мне в пресс-службе компании. – Надеемся, что с вхождением в данный Совет представителя глобального фонда прямых инвестиций эта практика сохранится”.

Не секрет (см. PC Week/RE № 11/2008, стр. 1), что до нынешнего мирового финансового кризиса у ЛК были планы выхода на IPO. “Эти планы сохранились, сообщили мне в пресс-службе компании. – Но их реализация на несколько лет отодвинулась”.