НовостиОбзорыСобытияIT@WorkРеклама
ИТ-бизнес:

Блог

Предложена классификация корпоративных порталов

В заметке “Концепция Enterprise 2.0 стерла границу между интранетом и экстранетом” обсуждался вопрос о том, чем корпоративный портал отличается от корпоративного сайта и что нового привносит в эти понятия концепция Enterprise 2.0. Появилась книга, в которой на этот вопрос можно найти практически исчерпывающий ответ.

Речь идет о 318-страничной книге "Корпоративный портал. Повышение эффективности компании” (автор – Р. И. Басыров), вышедшей в издательсмтве “Питер” тиражом 2500 экземпляров. В ней предлагается система оценок корпоративных порталов по двум видам критериев: функционалу (4 класса) и  назначению (3 класса).

Классификация по функционалу, предложенная авторами данной книги, выглядит следующим образом:

1. Корпоративный информационный портал (Enterprise Information Portal, EIP)

Основное назначение такого портала — предоставить персонифицированный доступ к внутренним и внешним информационным ресурсам организации. Этот вид портала обеспечивает доступ к данным по классификатору с возможностью проведения сквозного полнотекстового и атрибутивного поиска. Типовой пример использования решений такого уровня — электронная библиотека.

2. Корпоративный экспертный портал (Enterprise Expertise Portal, ЕЕР)

В дополнение к функциям EIP этот вид порталов обеспечивает обращение к экспертам в той или иной форме. Не всегда портал содержит нужную сотруднику информацию, и если информация не найдена, портал позволяет пользователю задать вопрос нужным специалистам, которые могут поделиться необходимой информацией, дать экспертные оценки по интересующей проблеме. Образцом могут служить энциклопедии в виде «Википедии» и подобных при условии их внутрикорпоративного использования.

3. Корпоративный портал приложений (Enterprise Application Portal, ЕАР)

Данный портал предоставляет сотрудникам компании доступ к корпоративным приложениям из единого интерфейса. С помощью этих приложений сотрудники могут получить специфическую информацию и данные, необходимые для производственной деятельности.

4. Корпоративный портал совместной работы (Enterprise Collaboration Portal, ЕСР)

Такой портал предоставляет доступ как к информации, так и к приложениям. Он обеспечивает коллективную работу группы сотрудников над какой-либо задачей, проектом (фактически это автоматизация бизнес-процессов).

А вот как выглядит классификация по назначению:

1. В2С (Business-to-Consumer)

Так называются системы электронной коммерции, в которых в качестве продавца выступает юридическое лицо (предприятие, организация), а в качестве покупателя — физическое лицо. Типичный пример — любой интернет-магазин.

2. В2В (Business-to-Business)

Интернет-магазины, в которых в качестве субъектов процессов продажи и покупки выступают юридические лица (предприятия, организации). Такие системы (электронные торговые площадки) обычно используются для организации снабжения компаний и реализации продукции. Примером может служить система аукционов по снабжению бюджетных организаций, госзакупки.

3. В2Е (Business-to-Employee)

Внутрикорпоративная система для организации работы персонала компании, отдельных структур или подразделений. Данные системы являются способом автоматизации, выполняют часть функций корпоративных информационных систем. Как правило, такие системы функционируют только во внутрикорпоративной сети. При этом для доступа к подобным порталам сотрудников вне офиса используются защищенные интернет-каналы.

Резюме

Отметим, что утвержденной каким-то международным или национальным органом классификации корпоративных порталов не существует. Тем не менее, чем раньше заказчики определятся с тем, какой именно портал им нужен, тем больше шансов на то, что свои или приглашенные веб-мастера сделают им то, что они хотели получить в итоге.