А ведь и в самом деле весьма прискорбно, что в нашей стране цены на э-читалки (как и на многие другие ИТ-устройства) за счет разного рода налогов и наценок (импортная пошлина и НДС -- 26%, наценка дистрибьютора -- 15%, наценка розничной сети -- 35%) почти в полтора раза выше, чем в США.
Кто-то мне рассказывал, что на заре развития IBM PC (когда они были ещё экзотикой и дефицитом) одна из арабских стран не только отменила импортные пошлины на устройства такого рода, но даже прилично доплачивала тем, кто сумел ввезти эти ПК в страну.
У нас же государство старается заработать на стремлении людей обзавестись высокотехнологичными товарами, которые могут способствовать развитию их личности и повышению производительности умственного труда. Ладно бы они составляли конкуренцию отечественной продукции. Но ведь не делают в нашей стране “электронных читалок”!
Хотя и пытаются. Так например, в конце прошлого года на сайте ОАО “Особые экономические зоны” появилось сообщение о том, что на заседании Экспертного совета по технико-внедренческим особым экономическим зонам была одобрена заявка компании Plastic Logic на получение статуса резидента особой экономической зоны “Зеленоград”. Компания планирует реализовать на площадке Алабушево проект по исследованию, разработке и производству гибких дисплеев для электронных книг и других устройств с использованием технологии пластиковой (органической) электроники.
В рамках данного проекта будет создан R&D-центр при участии Московского государственного института электронной техники (МИЭТ) с привлечением других российских НИИ. Предполагается, что этот российский центр разработок будет взаимодействовать с уже имеющимся у Plastic Logic R&D-центром в Кембридже.
Российским соинвестором проекта выступает ГК “Роснано”, первый транш инвестиций которой исчисляется в 150 млн. долл. Общий же объем инвестиций в данный проект составит 16,6 млрд. руб.
Планы весьма радужные (проектная мощность предприятия – около 5,5 млн. гибких дисплеев с диагональю от 2 до 14 дюймов в год), но каков будет уровень соответствующей продукции (к тому времени, когда предприятие вступит в строй) и соотношение цена/качество (для отечественных потребителей), одному Богу известно. Да и то едва ли.
А ведь для того, чтобы широким фронтом двигать инновационную экономику, надо располагать доступными по цене массовыми инновационными инструментами не в “светлом будущем”, а прямо сейчас. Конечно, “электронные читалки” это уже не ахти какие инновационные устройства (скорее приборы из разряда “бытовая техника”), однако в умелых руках они вполне могут служить инструментом повышения производительности умственного труда.
Наше государство, ясное дело, не будет следовать примеру некоторых арабских стран и не станет доплачивать гражданам за ввоз в страну высокотехнологичного ИТ-оборудования личного пользования. Но не снизить ли на них (как и на другой не производимый в нашей стране ИТ-инструментарий) импортные пошлины до разумных пределов?
Конечно, внешне это будет выглядеть не так эффектно, как многомиллиардные вливания в различные грандиозные проекты с труднопредсказуемыми практическими результатами, зато может принести практически мгновенную пользу тем, кто в конечном итоге и будет способствовать превращению нашей страны из поставщика сырья в высокотехнологичную державу.