НовостиОбзорыСобытияIT@WorkРеклама
ИТ-бизнес:

Блог

Динамика страхов CEO и CIO за последние 10 лет

Чем выше страхи перед будущим, тем ниже уверенность в завтрашнем дне. И наоборот [spoiler]

Несколько лет тому назад активно велись разговоры о том, что в связи с неизбежной цифровизацией бизнесов -- цифровой трансформацией бизнесов, широким распространением цифровых бизнесов (Digital business) и т. д. -- очень скоро в деловых кругах ключевыми фигурами станут CDO (Chief Data Officer), успешно сочетающие в одном лице бизнес-навыки CEO, технические навыки CIO и навыки управления людьми директоров по персоналу (CHRO).

Однако и по сей день что-то не видно аналитических отчетов, респондентами которых являются CDO. Да и сама эта аббревиатура употребляется не так часто, как предполагалось ранее. Тем не менее очевидно, что в связи с неизбежной “цифровой трансформацией бизнесов” (строгого и общепризнанного определения этого термина нет, но интуитивно понятно, что за ним кроется) функции CEO и CIO все чаще пересекаются.

Проще говоря, CIO все чаще прислушиваются к мнению CEO и наоборот. Можно также предположить, что опасения CEO по поводу угроз бизнесу их компаний со стороны различных внешних и внутренних факторов, так или иначе разделяют и CIO. Именно поэтому мне показались интересны итоги 20-го Ежегодного опроса руководителей крупнейших компаний мира, который PwC представила на 47-м Всемирном экономическом форуме (World Economic Forum, WEF), проходившем с 16 по 20 января в швейцарском Давосе.

Если помните, в моей недавней заметке об итогах упомянутого выше обзора говорилось о том, что если в 2014-году 53% отечественных руководителей, определяющих общую стратегию предприятия высказали абсолютную уверенность в росте доходов cвоих компаний в ближайшие 12 месяцев, то в 2015-м году этот показатель уменьшился до 16%. Но затем начал медленно расти, составив 26% в 2016 г. и 31% в 2017-м.

Один из читателей этой заметки поинтересовался: “А что было с “уверенностью российских (да и зарубежных тоже) топ-менеджеров в завтрашнем дне” раньше (до 2014 г.)?” Ответ на этот вопрос я нашел в 24-страничном “Российском выпуске 19-го Ежегодного опроса руководителей крупнейших компаний мира”. Одну из диаграмм этого отчета вы видите ниже:


Источник: Российский выпуск 19-го Ежегодного опроса руководителей крупнейших компаний мира, PwC, 2016 г.

Из этой диаграммы следует, что в 2013 г. доля российских CEO, “абсолютно уверенных в росте выручки в течение ближайших 12 месяце” составляла 66%(что, кстати говоря, было существенно выше аналогичного среднемирового показателя, равного в том году 36%). Ну а в “жирный” 2008-й год у российских CEO индикатор их “степени уверенности в завтрашнем дне” доходил аж до 80% (что, кстати говоря, опять же было существенно выше аналогичного среднемирового показателя, равного в том году 50%).

Однако где-то между 2014-м и 2015-м годами ситуация радикально изменилась: среднестатистические российские топ-менеджеры стали сильно пессимистичнее, чем “среднемировые”. Эта ситуация (но уже с меньшим разрывом) сохраняется и в настоящее время: так, из результатов  20-го Ежегодного опроса руководителей крупнейших компаний мира, который PwC представила на Всемирном экономическом форуме (World Economic Forum, WEF), проходившем с 16 по 20 января этого года в швейцарском Давосе, ныне 31% отечественных руководителей высказывают абсолютную уверенность в росте доходов в ближайшие 12 месяцев; в то время как cреднемировой показатель такого рода сейчас составляет 38%.

Что же вызывает осторожность CEO в своих 12-месячных прогнозах?

Интересно отметить, что как в прошлом году, так и в этом, среди главных факторов, вызывающих обеспокоенность как “среднемировых”, так и российских топ-менеджеров по-прежнему значится дефицит квалифицированных кадров: по результатам прошлогоднего (19-го)  Ежегодного опроса руководителей крупнейших компаний мира озабоченность нехваткой квалифицированных специалистов выразили 72% респондентов опроса PwC, а по результатам нынешнего (20-го)  Ежегодного опроса эта доля составила 77 %, уступив место лишь обеспокоенностям в связи с экономической неопределенностью (82 %) и чрезмерным регулированием со стороны государства (80 %). Представление о том, как выглядела иерархия топ-менеджерских страхов в прошлом году (в России, в Китае, в США и в среднем по миру) дает изображенная ниже таблица


Источник: Российский выпуск 19-го Ежегодного опроса руководителей крупнейших компаний мира, PwC, 2016 г.

Обратите внимание: дефицит квалифицированных кадров тревожат CEO (видимо, и CIO тоже) больше, чем взяточничество и коррупция. Это же показывают и многие мероприятия АПКИТ. Практически ни одно из них не обходится без обсуждения кадровых проблем.