НовостиОбзорыСобытияIT@WorkРеклама
Документооборот/ECM:

Блог

Юридическая значимость и рекодрс – близнецы-братья…

Ольга Звонарева вчера затронула одну очень важную тему, которая у нас почти не освещается в СЭД-отрасли, а на самом деле является крайне важной. Вопрос подготовки специалистов-документоведов. Те, кто является ключевыми фигурами со стороны заказчиков, люди, которые реально влияют внедрение и практику применения СЭД. Проблемой тут является, что то, чему учили студентов 10-20 (и кажется, 100) лет назад, кажется, и сегодня является основой подготовки "специалистов" (не могу удержаться от использования кавычек) и сегодня. Завтра они придут на производство и именно они будут формировать ТЗ на внедрение СЭД…

Но тема обучения студентов-документоведов – отдельная, большая. Не сейчас.

Сейчас – о ЮрЗначимости, точнее, о возможностях построения современных СЭД. Комметарий в том посте написал активный участник нашего блога, я решил продолжить тему в отдельном посте тут.
[spoiler]

Александр Головко
05.12.2013 19:32:19

Как правильно заметил Андрей - юр значимость или сила и прочие свойства документа являются чисто субъективными понятиями. Причем, берут готовый как бы документ и пытаются определить его свойства и характеристики с точки зрения получателя (пользователя) документа. При этом забывают об авторе документа.
Автор создает документ как отчет о своей деятельности. В каком качестве и какие признаки найдут в документе получатели, автору вообще-то все равно. Только в случае участия Автора в бюрократической системе управления деятельностью ему приходится принимать некоторые правила взаимодействия. В частности, нужно соблюдать установленную процедуру и форму создания документа, дальнейшего использования и обработки документа, как и другим участникам системы. В таком случае может возникнуть и существовать ЮЗ документооборот.

Таким образом, ни какого свойства выступать в качестве чего-либо у документа нет. Документ не вектор, который с помощью свойства указывает на что-то или куда-то, а скаляр - набор символов (сигналов) передаваемых от автора к получателю. Какие ассоциации могут возникнуть у получателя по прочтении прибывших сигналов, по большому счету, заранее не известны даже ему. Вот прочтет, подумает, тогда оценит значимость принятого документа.
Устойчивость бюрократической системы управления регулируется правилами обработки документов. Одновременно упрощается работа субъектов управления путем снятия ответственности за принятые решения с субъекта управления при обработке "юридически правильных документов". Даже если субъект замечает подлог, то он не имеет возможности принять другое решение, если документ обработан по правилам. В этом слабость бюрократической системы управления.

Проблема видится в том, что у нас нет самое элементарой классификации документов. Представьте, что у нас не было бы слов "телевизор", "стул",...  а было бы только "вещь"... И попробуйте создать, скажем, инструкцию по эксплуатации "вещей" вообще, в самом общем случае. Т.е. единую инструкцию для телевизора, стула и другой утвари...

С документами происходит примерно это. Хотя тут, на самом деле, все намного проще.

В общей массе документов мировая практика выделяет только одну специальную категорию - рекодрс (запись). По какому признаку она выделяется – довольно очевидно.

Что такое документ, для чего он нужен?
Документ используется для передачи информации между людьми в пространстве и во времени. Коммуникации живущих сегодня и связь времен…

Второе его известное определение – использование доказательства в суде (юридические разбирательства). Легко увидеть, что второе определение является частным случаем первого.

Тогда уж вспомним и определение юридической значимости (цитирую сейчас по памяти).
ЮЗ – это свойство документа иметь юридические последствия, проще говоря – использовать в качестве доказательства юридических разбирательствах, в том числе – в суде.

Этим свойством обладает изначально ЛЮБОЙ документ, по факту своего рождения. Как любой человек обладает свойством роста, веса… Но у каждого рост и вес свой…

Любой документ – в том числе ваша записка, подписанная таинственными инициалами, соседке по школьной парте – может использовать в качестве доказательства чего-то и может – в случае чего – иметь юрпоследствия. Но "может" – это не значит "будет иметь", может иметь, а может и не иметь…

Так вот из общей огромной массы документов (передача информации) выделяется особая категория, которая по своей сути изначально предназначена не только для информирования людей вообще, но и для решения юридических проблем.

Свидельство о рождении, приказ о кадровом назначении или увольнении, расписка в получении денег от кого-то, распоряжение губернатора, закон Госдумы…

Эти документы изначально предназначены для возможного решения именно юридических вопросов (вряд ли, когда вы пишите записку соседке, думаете, что она – записка – может пригодится для обеспечения вашего алиби в суде).

Не втягиваясь, в детальные обсуждения, скажу только, что как раз такие документы и относятся к категории рекорсов. Может быть, стоит их выделить в отдельную категорию "юридических рекордсов" (но только это не документы для юристов, а документы для решения юридических вопросов).

Понятно, что такие документы должны оформляться особым образом. Так, чтобы их юридическая значимость была очень высокой, желательно 100%.
Но только при этом нужно отлично понимать, что 100% никогда не бывает…

Короче говоря, юридический рекордс – это документ, изначально важный в плане его возможного юридического использования и потому должен оформляться по установленными нормативно-законодательным правилам…

У нас же понятийная (именно понятийная, а не терминологическая, термины являются вторичными по отношению к понятиям) база документоведения находится на уровне не сильно более высоком, чем словарь Эллочки-людоедки с ее 30-ю словами…

Вроде бы есть понятие "официальный документ". Но что это такое? Наверное, это тоже "юридический рекордс". Но "официальный документ" в нашем понимании – это то, на чем стоит гербовая печать.
Часто "юридически значимый документ" используется как синоним "официальный документ", т.е. где стоит все та печать.

А является ли заявление об отпуске "официальным документом"? Вроде бы, нет – нет там печати. А "юридически значимым" – очень даже, в случае судебного разбирательства пригодится вполне…

Мне кажется, что все тут можно при желании довольно просто навести понятийный порядок, нужно только захотеть. А вот "хотения" как раз и не видно.

В общем, завтра обо всем этом попробуем начать разговор.

06.11.13 (пятница), 11:00
Как обеспечить юридическую значимость СЭД

Регистрация
Программа и дополнительные материалы




Присоединяйтесь!

Фото: