НовостиСобытияКонференцииIT@Work
Документооборот/ECM:

Блог

  • Архив

    «   Апрель 2019   »
    Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
    1 2 3 4 5 6 7
    8 9 10 11 12 13 14
    15 16 17 18 19 20 21
    22 23 24 25 26 27 28
    29 30          

Как обстоят дела c invoice (ЭДО) роумингом?

Вчера, в четверг, состоялся вебинар компании Synerdocs по этой теме. Представитель компании Иван Агатов рассказал о том, как практически можно сегодня решать данные задачи, какие проблемы тут возникают и как они решаются. А в начале семинара общий обзор ситуации на этом рынке сделал исполнительный директор Ассоциации «Разработчики и Операторы Систем Электронных Услуг» (Ассоциация «РОСЭУ») Анатолий Миклашевич. Вот как раз о его выступлении сейчас речь.

Общий вывод: переход на электронный обмен юридически значимыми документами (в первую очередь это счета-фактуры, но также договора, счета и пр.) идет в нашей стране совсем не такими быстрыми темпами, как это ожидалось поначалу и даже еще два-три года назад.

Читать подробнее...

Фото:

Электронное ОСАГО – как способ повышения надежности и защиты от жуликов

Это выглядит довольно странно, но даже сегодня многие люди считают, что использование бумажных документов – это более надежно, чем что-то такое "электронное". Особенно, если речь идет о "рекордах" – важных для конкретного человека документах, в которых зафиксированы параметры его статуса (рождение, образование и пр.), права на собственность, на финансовые активы.

В этой связи можно вспомнить историю перехода с бумажных на электронные авиабилеты (кажется, это было где-то в районе 2008-2012 гг) – сколько тогда было споров и сомнений. "Одно дело, если у тебя есть на руках отпечатанный на защищенном бланке билет, и совсем другое – если ты приходишь просто с паспортом и каждый раз думаешь – найдет сотрудников твой билет в "компьютере" или не найдет".

Казалось бы, этот пример (переход на электронные билеты) должен убедить всех, что электронные билеты – это не только удобно, но и надежно. Но, тем не менее, сомнения еще продолжают бытовать: "Все же билеты – это одноразовая штука, и риски по стоимость тут не очень велики, - говорят скептики. -  Совсем другое, если речь идет долгоиграющий документах (например, вклад в банке) с более существенными финансовыми рисками".

Читать подробнее...

Сможем ли мы отказаться от бумажных документов в наступающем году?

Сегодня традиционной для большинства организаций страны (подавляющего большинства, если не сказать – "всех") является так называемая двухконтурная схема бумажно-электронного документооборота, когда за юридически значимые аспекты отвечает бумажный документ (для предъявления проверяющим органам и в суд, а также для передачи в архив), а за собственно деловые процессы с ним – его электронная копия. Эта схема, которая лет десять назад рассматривалась как временная, как некоторый необходимый промежуточный этап при переходе от бумажных документов к электронным, теперь, кажется, уже всеми признается как, если не вечная, то на долгие времена ("нет ничего более постоянного, чем временное"). И похоже эта ситуация в существенном мере характерна не только для нашей страны, но и для ИТ-продвинутого Запада. Что в частности подтверждает попавшийся мне на этой неделе на глаза перевод статьи Ваутера Кулевейна " Сканирование и отправка по e-mail – не лучший способ автоматизации вашего бизнеса.

Читать подробнее...

Фото:

К вопросу об обеспечении юридической значимости электронных документов, переданных на архивное хранение

Вопросу о долгосрочном хранении электронных документов уже, кажется, более десяти лет, а "воз и ныне там". Причем все даже видится еще хуже, чем еще пять лет назад – тогда эта тема хотя бы обсуждалась, а сейчас, складывается впечатление, что на этой теме просто поставлен крест, все смирились с неразрешимостью проблемы и просто отложили до каких-то других времен.
Конечно, сейчас можно поговорить по данной теме, рассказать о причинах "неразрешимости", о том как "неразрешимость" можно решить, но все это будет повтором уже не раз сказанного и написанного…

Но вот сегодня в Интернете обнаружил статью по теме – Обеспечение юридической значимости электронных документов в архиве при долгосрочном хранении (автор - Алексей Микрюков) и увидел в ней один важный новый (на мой взляд) момент. Он отражен уже в самом названии статьи: нужно обеспечивать не просто долгосрочное хранение, а именно "юридическую значимость при долгосрочном хранении".

Читать подробнее...

Мобильный бумажно-электронный документооборот курьерской службы

Служба курьерской доставки – это один из довольно ярких и типичных сценариев использования мобильных ИТ. Получилось так, что последние несколько лет я не пользовался такой услугой (пользовался вариантом "самовывоз" или получал заказанные из Китая товары на почте), а тут пришлось за месяц воспользоваться два раза.

Схема доставки с точки зрения потребителя достаточно проста: клиент согласовывает со службой время доставки (в интервале от четырех часов), а дальше конкретный момент встречи уточняется по телефону с курьером в оперативном режиме.

Читать подробнее...

Бумажный документооборот жив и, кажется, будет жить у нас еще долго

То, что наш термин "электронный документооборот" является крайне двусмысленным – давно известный факт. Точнее даже, не двусмысленным, а просто вводящим в заблуждение людей, которые не соприкасаются с сутью терминам непосредственно.
Такие люди, в большинстве своей искренне считают, что "электронный" – это тождественно "безбумажный". Но самом деле в 90% (или больше) случаев это совсем не так. В действительности обычно "электронный документооборот" подразумевает лишь некоторую дополнительную систему ИТ-управления все тем же обычным бумажным документооборотом.

Давайте посмотрим, как это происходит в случае Администрации города Рыбинска

Читать подробнее...

Фото:

Последовательность развития СЭД-инфраструктуры в муниципалитете областного значения

Продолжаю отчитываться по итогам поездки в Рыбинск для участия в ИТ-семинаре в местном муниципалитете (см. "Чем ИТ могут помочь в управлении городом?, но по ходу поездки были и другие ИТ-дела - ИТ как средство повышения эффективности российского судостроения).

В рассказе об этой поездке мне не хотелось бы делать акцент на названии "Рыбинск", поскольку, скорее всего, ситуация в нем достаточно характерна для многих средних городов России. Город с населением около 250 тыс. человек, с развитой промышленной базой (в основном машиностроение). Очень интересная история, красивая природа, много туристических достопримечательностей. Город областного значения, что в частности означает его достаточно высокую автономность (независимость от областного центра, Ярославля) в выстраивании своей собственной ИТ-стратегии. Это представляется важным моментом: многие ИТ-вопросы тут решаются самостоятельно, Ярославль выступает тут в роли не начальника, а, скорее, партнера (хотя и, конечно, старшего).

Читать подробнее...

Фото:

Как заключать деловые договора через Интернет?

На днях я увидел публикацию на эту тему (Обменялись сканами: как расценивать договоры, заключенные по интернету) и хотел бы обсудить ее.

Как частное лицо, я знаю, что такие методы применяются, и я их сам применяю. При этом имея в виду, что есть такая практика работы с довольно солидными организациями (например, Сбербанк-УправлениеАктивами, известные конторы по международной почтовой доставке), я почти уверен, что это все делается вполне законно и легально..

Схема тут выглядит примерно так.

Читать подробнее...

RECS'2017: обсуждение проблем создания архивов электронных документов

Как я уже написал в предыдущем посте по итогам RECS (см. "RECS'2017: ECM и СЭД – в чем же все таки разница?"), тема электронных архивов была одной из основных на прошедшей конференции. Ее актуальность возрастает по мере решения вопросов автоматизации оперативных деловых процессов, и заказчиками нужно вплотную заниматься архивным хранением того, что остается в сухом остатке от оперативного управления...

Но ход обсуждения темы на мероприятии показал и правильность наблюдений, описанных в посте, опубликованном еще три недели назад ("Когда придет время для "настоящих" электронных архивов?"). Из докладов на конференции и разговоров в кулуарах можно дать такой ответ: "Время еще не наступило и когда наступит – неизвестно".

Читать подробнее...

RECS'2017: ECM и СЭД – в чем же все таки разница?

"Скажите: в чем же все таки разница между ECM и СЭД?", - с таким вопросом обратился ко мне уже после окончания состоявшейся 19 сентября конференции RECS 2017 (вместе выходили на улицу из отеля, где проходило мероприятие) один из участников - докладчик со стороны вендоров, причем западных.

Читать подробнее...

Фото:

СЭД/ECM-эксперты о госпрограмме "Цифровая экономика"

Завтра состоится очередная ежегодная (уже пятая по счету) конференция Russian Enterprise Content Summit 2017 (RECS). Как обычно к этому мероприятию был подготовлен обзор ситуации на СЭД/ECM/ЭДО-рынке с участие представителей ряда ведущих игроков (ИТ-трансформация: от автоматизации документооборота к цифровым платформам)
К сожалению, в силу ограничения по объему статьи в нее вошли не все вопросы, предложенные для обсуждения, поэтому ответы мы на них опубликуем ниже отдельно.

Один из вопросов касался принятой летом этого года правительством программы "Цифровая экономика". Эта тема будет обсуждаться завтра и на конференции RECS. А сейчас – ответы наших экспертов на такие два взаимосвязанных вопроса:

Читать подробнее...

Когда придет время для "настоящих" электронных архивов?

На днях у меня состоялся приватный разговор со знакомым, который одновременно является сотрудником одной из наших известных СЭД-компаний. В беседе он упомянул тему электронных архивов, в том плане, что его компания давно занимается этим делом и видит заметную активизацию в этом направлении на рынке.

Разумеется, я поинтересовался, в чем же именно заключается "повышение интереса". Неужели времена электронных архивов наконец пришли в нашу страну?

Но нет, мой оптимизм оказался преждевременным. Из последующего обсуждения выяснилось, что никакого оживления работы по созданию электронных архивов не наблюдается. Речь идет об автоматизации работы все тех же традиционных бумажных архивов...

Читать подробнее...

Кто и как хранит документы по электронному деловому взаимодействию (е-инвойсинг)?

Этот вопрос почему-то до сих практически никак не затрагивается в обсуждениях на тему делового электронного документационного взаимодействия предприятий (е-СчетаФактуры и пр.).

Когда я еще весной 2016 года задал вопрос представителю компании "Катрен" (известный дистрибутор лекарств, см. Переход дистрибьютора на ЭДО: опыт первопроходца и получил такой ответ:

Читать подробнее...

Как выглядит бумажно-электронный документооборот (на примере Правительства Москвы)

Публикация на прошлой неделе поста "Когда же наступит время реального электронного документооборота?" вызвала дискуссию (в том числе в профильных соцсетях) по поводу того, в какой степени реализуемые в нашей стране схемы управления документами являются электронными. Где тот водораздел, когда бумажный документооборот превращается в электронный.

Начну с того, что безусловно электронным является документооборот, в котором просто отсутствует бумага (ну, и глиняные таблички тоже), когда документы, в том числе в ходе судебных разбирательств, существуют и используют только в электронно-цифровом виде.
На самом деле примеров такого документооборота есть довольно много, хотя нужно признать, что в основном это касается коммерческого сектора, банковской сферы, Интернет-торговли, туристических и транспортных услуг и пр.

Читать подробнее...

Фото:

Не построив электронный документооборот, приступаем к построению "цифрового рабочего пространства"

Вот какие рекомендации я прочитал на днях в отчете (в переводе известной российской ИТ-компании) авторитеной ИТ-организации:

Чтобы определить потребности организации, посмотрите на информацию и рабочие процессы глазами пользователя.
1.Опишите процесс и определите точки, где появляется бумага.
2. Выясните, кто и для чего использует эту информацию.
3. Составьте список источников, где хранится данная информация, и оцените, как можно сделать ее более доступной для пользователя.
4. Разработайте технологию по управлению информацией и проведите обучение среди сотрудников.
5. Поощряйте сотрудников за успехи.

Рекомендации эти, конечно, полезные, правильные, но все же не очень понятно – что тут нового?

Читать подробнее...

Когда же наступит время реального электронного документооборота?

Термин "электронный документооборот" появился еще в середине 1990-х годов, а в начале нового века уже прочно вошел в ИТ-обиход. Занявший прочные позиции в нашем ИТ-лексиконе термин "СЭД" создавал в обществе уверенность, что переход от бумажного документооборота к электронному уже произошел.

Однако спустя некоторое время, лет 7-8 назад, обнаружилось, что бытовавшее мнение о переходе к электронному документообороту – не более чем иллюзия. Выяснилось, что все этим наши чудесные СЭД в подавляющем большинстве своем – просто системы электронной поддержки (автоматизации) все того же традиционного ("от дедов и прадедов", точнее – от Петра I) бумажного документооборота.

Читать подробнее...

Электронное взаимодействие граждан с государством. Нужно ли нам оно?

Тезис о том, что "электронное взаимодействие лучше бумажного", как минимум спорен. Он будет верным, если к нему добавить "если электронное взаимодействие организовано правильно". А если оно организовано неправильно, то электронные методы будут хуже.
Впрочем и бумажные методы будут просто отвратительны, если их реализовывать кривым образом.

В общем-то, это весьма банальная истина: потенциал технологии – это именно потенциал. А чтобы его реализовать, нужны правильные руки.

Читать подробнее...

Фото:

Второй экземпляр счета-фактуры налогоплательщик не вправе хранить в электронном виде, если покупателю он был выставлен на бумаге

Уже несколько лет как счет-фактура обрел электронный формат и далее, на волне развития инфраструктуры роуминга, появилась законодательная возможность взаимодействия контрагентов через операторов электронного документооборота. То есть, вопрос создания передачи электронного формата счета-фактуры был узаконен.

Однако вопрос, касающийся хранения этих документов, остается актуальным.  

Читать подробнее...

О странностях (давних и продолжающихся) электронно-бумажного государственного документооборота

Могут ли ИТ сами по себе улучшить нашу жизнь?
Вопрос это, конечно, является риторическим. Ответ известен: "сами по себе" – не могут. Все зависит не от технологий, а от тех, кто их применяет. И в зависимости от "тех, кто применяет", могут улучшить, а могут и наоборот. Разумеется, это относится и к средствам электронного взаимодействия.

Читать подробнее...

Фото:

Расчетный листок может быть направлен работнику в электронной форме

В условиях удаленной работы и взаимодействия с сотрудниками, которые работают дистанционно, безусловно, электронный формат обмена документами наиболее эффективный. Удобен он и в других случаях.

Читать подробнее...

О перспективах хранения электронных документов архивным ведомством

На эту тему сегодня удалось поговорить с одним из ведущих представителей архивного сообщества страны.  В этом разговоре выяснилось, что Росархив вполне готов к приему на долгосрочное хранение электронных документов (то есть документов, не имеющих бумажного подлинника, изначально созданных в электронном виде), но на вопрос "сколько электронных документов принято Росархивом на хранение" был получен ответ "нисколько". Эту ситуацию мой собеседник объяснил тем, что все документы, которые подлежат хранению в государственных архивах, создаются – почему-то – в бумажном виде, а электронные вариант – это всего лишь их копии, обычно сканы…

Читать подробнее...

Что нам делать с нашей электронной подписью? (продолжение)

А делать что-то надо…

После публикации две недели назад поста под таким же названием прошли дискуссии по теме в нашем блоге, в Фейсбуке, и кроме того, я еще раз (по ходу подготовки статей) прослушал разговоры, которые велись на конференции "Юридически значимый документооборот 2017". Вот с учетом этой информации пишу этот пост.

1. Все эти наши разговоры об ЭП – повторение разговоров, которые ведутся уже лет семь или более того. Только семь лет назад говорили в основном о будущих трудностях, а сейчас – обсуждаем трудности, с которыми сражаемся каждый день.

Ситуация тут напоминается такую картину: построили какой-то неудобный для жилья дом, к тому же и не очень надежный. И получается: вроде бы и жить в нем неудобно и даже опасно, но никто не знает, кто же возьмет на себя смелость громко сказать об этом и скажет, что дом нужно переделывать.

Читать подробнее...

Сравнительный опыт электронного трансграничного взаимодействия автоводителя с дорожной полицией Лихтенштейна и российским ГИБДД

По ходу обсуждения поста Что нам делать с нашей электронной подписью? в ECM-Фейсбук-группе помимо подтверждения не очень оптимальных странностей российского механизма использования в деловом общении электронной подписи сам собой всплыл давний тезис и о странностях автоматизации российского документооборота. Странности эти заключаются, в том числе, в том, что для решения задач, которые в других странах применяются простые и более дешевые стандартные средства (типа электронной почты), у нас применяются весьма сложные изощренные системы, типа СЭД. Тезис о таких национальных особенностях ИТ-автоматизации российского документооборота не нов, об этом говорится уже более двадцати лет (с тех пор как появилась сама тема "СЭД"), но сейчас вспомнился свежий сравнительный пример.

Читать подробнее...

Фото:

Что будет с цифровизацией российских архивов?

После публикации статьи Российские архивы в эпоху цифровой трансформации получил вопрос по почте: "Так ли благополучно обстоят дела в российском архивном деле с информатизацией и электронизацией, как это может показаться из текста вашей публикации?".

Не знаю, почему у автора вопроса (давний знакомый по профессиональным обсуждениям тем документооборота, ECM и архивов) сложилось мнение о благополучном положении дел. У меня сложилось совсем другое впечатление.



Читать подробнее...

Фото:

ГОСТ против импортозамещения

Первого июля вступит в действие ГОСТ Р 7.0.97-2016, регламентирующий правила составления организационно-распорядительных документов: уставов, положений, правил, инструкций, регламентов, постановлений, распоряжений, приказов и т. п. Казалось бы, в нём должны быть учтены все потребности современного российского общества. Частично это так — например, в п. 6.8 говорится о государственных языках республик, подразумевая, что их может быть несколько, как в Крыму.

Читать подробнее...

Фото:

Что нам делать с нашей электронной подписью?

Тема электронной подписи всплывает практически всегда при любом разговоре о проблемах перевода электронного документооборота на электронные рельсы. И практически каждый раз об ЭП (в ее нынешней российской реализации) говорится как о негативном факторе, реально мешающем прогрессу в деле "электронизации" при работе с документами.

В своем выступлении на онференции ЮЗДО'2017 представитель ФНС отдельно осветила моменты, мешающие переходу на электронные деловые взаимоотношения, но в ее списке пункта об ЭП не было (см. "ЮЗДО`2017: ЭДО в сфере B2B сегодня и завтра"). И? тем не менее, ЭП "всплыла" в ходе последовавших после доклада "вопросов-ответов".

Читать подробнее...

Документооборот и ECM в московской поликлинике

Некоторое время назад была опубликована статья-интервью об ИТ-автоматизации системы здравоохранения Владимирской области (см. “Информатизация здравоохранения сверху вниз — естественный процесс”). При разговоре (при подготовке статьи) с главой владимирского МИАЦ Марией Дегтеревой я мысленно постоянно проводил параллели с тем, что могу наблюдать в этой сфере на "личном примере". А в середине февраля еще услышал по радио выступления кого-то из руководителей московской ИТ-автоматизации медицины. В этом рассказе все выглядело очень симпатично и динамично – "дела идут"…

А в конце месяца мне довелось в очередной раз сделать серию визитов в свою местную поликлинику. Ситуация там была как-то не очень похожа на то, что мне рассказывали о Владимирской области и что я слышал о московских делах…

Читать подробнее...

Фото:

В Facebooк, возможно, появится кнопка "не нравится"

Компания Facebook намерена реализовать механизм эмоциональных оценок контента в личных сообщений этой социальной сети. Компания сообщила о начале тестирования кнопки "не нравится" в своем встроенном групповом чате. Реализация такой возможности позволит проводить некий вариант голосования по теме обсуждения участниками разговора, например, при оценке качества каких-то товаров или услуг.

Читать подробнее...

Электронный документооборот: эффективность vs юридическая значимость

Хотел бы продолжить обсуждение итогов конференции "Юридически значимый документооборот 2017". Этот пост – продолжение размышлений, начатых в посте "К вопросу о структуризации проблематики ЮЗЭДО (юридически значимый электронный документооборот).

… Так вот: юридическая значимость – это важная, ключевая характеристика любого документооборота. Важная, но не первая по важности! У документооборота есть и другие характеристики, и главная среди них  – возможность реализации возложенных на него функций.

Читать подробнее...

Куда нас заведет такой электронно-бумажный документооборот?

Помнится, где-то в 2009 году обозначилась тема МЭДО – межведомственного электронного документооборота (решил проверить себя и нашел первое упоминание этого термина в PC Week – Российские СЭД движутся в сторону ECM, 11.11.2009). Речь шла о проекте по переводу в электронный вид информационного взаимодействия правительственных органов. Проще говоря – перевести в электронный вид пересылку (с помощью специальной фельдъегерской службы) бумажных документов.
Проект был серьезный – им руководил вице-премьер Сергей Собянин, который отвечал в правительстве за начатую тогда (но, кажется, так и не законченную) административную реформу.

Читать подробнее...

Фото:

К вопросу о структуризации проблематики ЮЗЭДО (юридически значимый электронный документооборот)

На прошлой неделе состоялась конференция "Юридически значимый документооборот 2017". А накануне этого мероприятия был опубликован обзор по теме – ЭДО: состояние и тенденции, проблемы и решения. По теме конференции ожидается целый ряд последующих публикаций, поэтому для начала хотелось бы сказать, что основной темой мероприятий были вопросы "юридически значимого документооборота" вообще, а применительно в основном к теме B2B (и немного B2C) взаимодействия. Но при этом обсуждая это достаточно специализированное направление, участники мероприятия, так или иначе, постоянно выходили на фундаментальные проблемы документооборота вообще.

Читать подробнее...

Автоматизация документооборота в районном суде

"Будь у Севрюгова слава хоть чуть поменьше той всемирной, которую он приобрел своими замечательными полетами над Арктикой, не увидел бы он никогда своей комнаты, засосала бы его центростремительная сила сутяжничества, и до самой своей смерти называл бы он себя не "отважным Севрюговым", не "ледовым героем", а "потерпевшей стороной".
("Золотой теленок", И.Ильф и Е.Петров")


Когда 2-3 года назад у нас в ECM-блоге и параллельно в Фейсбуке шли дискуссии о судьбах электронного документооборота в России, а именно – о переходе от бумажных документов к электронным. И в этих разговорах я лично пришел к довольно однозначному мнению, что такой переход будет в решающей степени определяться готовностью к нему нашей судебной системы. Ведь именно суд ставит окончательную точку в оценке юридической значимости документов.

Но что удивительно (или, точнее, совсем не удивительно) – все СЭД-пользователи при самом упоминании слова "суд" тут же занимали примерно такую позицию: мы будет лучше продолжать печатать документа на пишущих машинках, все что угодно – но только не связываться с нашей судебной системой.

Читать подробнее...

О значимости социальных сетей и о возможностях борьбы с фейками в Facebook

Facebook намерен усилить борьбу с фейками (подделка, лживая информация). Об этом глава крупнейшей социальной сети Марк Цукерберг написал в пятницу в своем посте. Там он рассказал о том, что именно Facebook намерена делать, сообщив, в частности,  что его компания намерена сотрудничать с профессиональными организациями, которые занимаются проверкой достоверности информации. Соцсеть намерена работать на улучшением качества алгоритмов, автоматически выявляющих подозрительную информацию и повышать эффективности информирования со стороны пользователей о фальшивках.

Читать подробнее...

О востребованности тотальной юридической значимости электронных документов

Вот уже второй день я погружён в дискуссию о целесообразности тотальной валидации электронных документов. Сперва был длинный разговор в ЛС «Фейсбука», а сегодня, после обретения некоторой конкретизации, беседа вышла в публичное пространство той же социальной сети. Я в этой дискуссии, как и положено журналисту, играю роль радикального скептика, пытаясь найти в концепции слабые места.

Читать подробнее...

Почему у нас нет стандартизации механизма электронного общения граждан с госорганами?

В продолжение темы "обращения граждан" (см. Электронный госуслуги. Продолжение истории со штрафом ГИБДД. Что мне ответили из ГИБДД…).

Одна из проблем, о которой довольно регулярно приходится писать – нарушение со стороны госорганов простых правил делового общения. Например, я отправляю письмо-обращение, но в ответ получаю только "ваше обращение получено". Нет, ни указания в какой срок будет дан ответ по существу, нет подтвержденной копии моего обращения. Потом получаю ответ, но там я не вижу – на какой же именно мой запрос он дан (а ведь важна и его формулировка), у кого я могу уточнить какие-то дополнительные вопросы по теме, кому, в конце концов, жаловаться, если ответ меня не устраивает.

Читать подробнее...

Фото:
Страницы: 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | ... 45 След.