НовостиОбзорыСобытияIT@WorkРеклама
Документооборот/ECM:

Блог

В чем национальные особенности российского делопроизводства? Продолжаем разбираться...

Поднятая мной тема все же не нашла отклика в широких слоях российской СЭД-общественности (см. предыдущий пост тут). Но некоторые вещи лично с моей стороны остались недосказанными, их нужно досказать. При том, что я все же уверен в актуальности вопроса и что в уже недалеком мы к нему будем не раз возвращаться.

Мне опять хотелось бы вернуться в первому абзацу интервью Натальи Храмцовской, в котором затронуты ключевые аспекты проблемы:
[spoiler]
С моей точки зрения, его специфика в том, что оно медленней менялось и поэтому лучше сохранило традиции европейского делопроизводства XIX-начала XX века, больше ориентированные на исполнение многочисленных законодательно-нормативных требований, чем на поддержку эффективной деловой деятельности.
Сама фраза построена довольно двусмысленно. Слова "лучше сохранило", вроде как, придает ей довольно позитивное звучание – мол мы сохранили, а Европа не смогла...
Но главный подвох содержится во второй ее части, где вопросы соответствия требованиям противопоставляются вопросам эффективности деятельности.

Получается – либо соответствие требованиями, либо эффективность...

Но это – совсем не так!!!

Любое делопроизводство (хоть в Европе, хоть в США) должно соответствовать нормативными требованиям!
И если говорить о различиях России и Европы (хотя тут стоило бы говорить и США, точнее даже США-Британии, поскольку континентальная Европа отличается от англосаксов), то нужно говорить именно о различиях нормативных требований. И более того – в различиях ментального подхода к проблеме, в котором вещи, закрепленные на уровне законов – это только часть, причем, возможно, даже не самая главная часть проблемы.
(Например, ни в одном европейском законе не закреплена обязанность людей улыбаться. Разве, что в инструкциях для стюардесс. Люди там улыбаются и без законов. А у нас, хоть улыбка и прописана в правилах для стюардесс, но дождаться ее в самолете практически невозможно.)

Так в чем же различие нормативных требований? Из цитаты Храмцовской видно, что западные требования нацелены на повышение эффективности работы организаций. А наши? В явном виде автор статьи не говорит, но логический вывод довольно однозначный – а у нас не нацелены на повышение эффективности.
И тут – обратите внимание – мы уже перестаем говорить об особенностях нашего документооборота и автоматически переходим в проблемам развития страны в целом. У них законы нацелены на развитие, а у нас – не нацелены...

Тогда возникают естественные вопросы: зачем нам нужны законы, которые не нацелены на развитие? И на что же все-таки нацелены наши законы вообще и в сфере делопроизводства, в частности?