Что делать? Есть очевидный вариант: работаем с электронными, а отчитываемся бумажными. Преобразуя в нужный момент электронные в бумажные.
Правда, тут возникает некая проблема в стиле "тени отца Гамлета" (никто не уверен в ее реальности и адекватности, но следовать заветам нужно) – проблема подлинника (в этом важном и, на самом деле, не очень сложном вопросе, так никакой ясности и нет).
Вот еще одно предложение по решению этого вопросы, прозвучавшее в прошлонедельном разговоре в ECM-Фейсбук-группе:
[spoiler]
Вообще ситуация когда на выходе нужен бумажный документ очень частая. И решается довольно типовым образом - внутри организации вся работа ведется в электронном виде, в том числе создание и согласование, ознакомление и прочее. Причем все процессы можно запускать параллельно. Далее, когда документ должен покинуть пределы организации он печатается специально обученным секретарем, сшивается (чтобы гарантировать неизменность) и обходятся все подписанты, ставят свои автографы. Обычно к этому прилагается протокол электронного согласования, чтобы все знали кто, что и когда согласовывал в электронном виде. |
Вообще-то, эффективность такого совета чем-то напоминает старый анекдот: "Украли ящик водки, продали, на вырученные деньги купили водку и напились".
Но тут есть очень важное рациональное зерно. Автор этого совета предлагает использоваться в отношениях с внешними контрагентами подход "выстрелил и забыл".
Идея, как я понимаю простая: если есть требования контрагента (например, Росархива), то нужно формально выполнить его требования и не морочить себе голову.
Правда, я бы тут предложил бы несколько иной подход: выполнить операцию в соответствии с требованиями закона, а не контрагента.
Сказано, например, в законе, что можно отправлять в Архив электронные документы, вот и нужно отправить электронные (как вам удобно) и пусть дальше у самого Архива болит голова, что и как делать с полученными документами.