НовостиСобытияКонференцииФорумыIT@Work
Документооборот/ECM:

Блог

Электронный документооборот: объемы потребляемой бумаги растут, а нужно - наоборот

Андрей Колесов
06.03.2015 10:24:23

Правительство постоянно выпускает постановления о возможности использования в электронном виде очередных категорий официальных документов, но объемы потребляемой для деловых задач бумаги, кажется, не сокращаются, скорее, даже растут. Точной статистики на этот счет нет, но косвенные данные говорят именно об этом.

На днях встретилась заметка в Интернете, где говорилось о существенном росте потребления бумаги в российском банковском секторе. Так, в частности, сообщалось, что Сбербанк увеличил объемы закупок бумаги для своих нужд (автор утверждал это на основании анализа тендеров на сайте Госзакупки, поскольку Сбербанк является государственной компанией, он должен проводить покупки черех этот сайт).

Это утверждение вполне соответствует моим личным наблюдениям: в связи с резким ростом курса валют и инфляции, и повышением нервозности граждан, которые бросились переводить деньги из банков в банки (стеклянные), банки (финансовые организации) в конце года столь же резко стали повышать ставки по вкладам, народ ринулся переофорлять свои вклады и т.д. Очереди в офисах банков заметно увеличились, а все операции там оформляются с помощью бумажных носителей. И бумагу, что называется, при этом не жалеют: по моим наблюдениям, каждая операция по переоформлению вклада включает 4-7 бумажных страниц. Причем, если раньше (лет 10 назад еще) обычно выдавали готовые бланки договоров, в которые вписывали нужные данные, то теперь их каждый раз печатают. Вроде бы автоматизация, но вот только есть нюанс: бланки были двусторонние, а сейчас делаю отдносторонний вариант.

При этом хорошо известно, что все эти банковские операции можно выполнить без бумаги. Многие банки предоставяют возможность выполнять такие вещи (в том числе открытие и закрытие вклада) через Интернет, в личном кабинете. Никакх бумаг и многочисленных подписей на каждом листе, а на некоторых листах – и несколько автографов. Почему нельзя реализовать такой же безбумажных вариант при оформлении документов в офисе банка – не очень понятно.

В качестве отличного примера "безбумажного документооборота" можно привести проект "Московский паркинг" (платные автопарковки). Если в Европе в большинстве случаев используется вариант получение бумажного чека, которые нужно положить на время парковки на видном месте у лобового стекла автомашины, в нашем варианте все реализовать исключительно в "электронно-безконтактном" варианте: все операции можно выполнить, например, через телефон.

Разумеется, тут возникает вопрос: как обеспечивается юридическая значимость всех этих операций? Например, что делать, если вам вдруг приходит штраф за парковку, которую вы на самом деле оплатили? Вероятность таких сбоев минимальна, но все же существует. Решается проблема довольно просто: в качестве доказательства можно предъявить телефон, где хранятся СМС, а если они не сохранились, то получить протокол обмена сообщениями от сотового оператора.

На самом деле, уже сейчас, даже при всех недостатках нашей нормативно-правовой базы, можно отказаться от большого объема бумажных документов.

Кстати, одним из "антикризисных советов" на прошедшей в конце февраля конференциии "Экосистема ECM в условиях кризиса", был такой: "уходите от бумаги – затраты на такую миграцию быстро окупят себя, избавят вас от излишних расходов и реально помогут повысить эффективность вашей работы",

Комментариев: 0

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут добавлять комментарии