НовостиОбзорыСобытияIT@WorkРеклама
Документооборот/ECM:

Блог

Как оценить эффективность СЭД-проекта

В кофейном кулуаре на DOCFLOW состоялась беседа с одной из участниц, которая оказалась сотрудников маркетингового отдела СЭД-компании (но она была на мероприятии как обычный слушатель). Она сказала, что слушала доклад о СЭД-проекте, что там была небольшая сессия вопросов, в целом докладчики отвечали толково, но на ее вопрос она ответ не получила. Вопрос был относительно экономического эффекта от проекта, а точнее – "окупились ли затраченные на проекта финансовые средства?".

Это стало предлогом для того, чтобы мне высказать в очередной раз свою позицию по этому вопросу.
[spoiler]
1. Это удивительно: у нас почему-то вопрос об эффективности проекта сразу сводится в вопросу сразу сводится к его экономической окупаемости, после чего в 99% говорится, посчитать ее очень сложно.

2. Но при этом нужно понимать: что эффективность совсем не всегда (а часто – довольно редко) сводится к экономической окупаемости. Тем более, что далеко не все можно мерить деньгами. В качестве примера я предложил оценит эффективность такого проекта как "женитьба".
Можно ли оценить "женитьба/замужество" в деньгах? Наверное, можно в качестве одного из параметров проекта, но все же это будет, как минимум, очень однобокая оценка.

3. Нужно различать понятия "эффект" от проекта и его "эффективность". Эффект – это сравненени ситуации "что было до того" и "что стало после". Выявление произошедших перемен и оценка их позитивности.
Эффективность – это соотношение "эффекта" и "затраченных усилий" (в том числе финансовых). То есть поиск ответа на вопрос "стоит ли овчинка выделки?".

То есть, прежде чем говорить об эффективности, нужно выявить эффекты (который порой очень сложно оценить в деньгах), а уже потом начинать разговор об окупаемости.

4. Один из главных критериев оценки эффективности – это уровень достижения цели (или набора целевых задач) проекта. Но для этого нужно проводить оценку реализация заявленных целевых задач после окончания проекта. Причем желательно, еще до начала проекта сформулировать измеряемые критерии, по которым будет проводиться такой анализ (например, если целью заключается ускорении процесса согласования договора, то нужно мерить время "до того" и "после").
Проблемой же является то, у нас традиционной практикой является отсутствие формулировки целевых задач как таковых...

Тут к нашей беседе подключился присевший рядом за стором руководитель одной из наших ведущий СЭД-компаний. Он согласился с отсутствием (как правило) оценок эффективности СЭД-проектов заказчиками (хотя в его практике все же целевые задачи обычно формулируются).  Он это объяснил высоком маржинальностью (прибыльностью) компаний-заказчиков (были приведены в пример банки): "Зачем им считать экономический эффект от ИТ-проекта при рентабельности в 50%? Была бы рентабельность 10-15%, как в Европе, - сразу бы начали считать..."

Рентабельность в 50%.... А еще говорят о каком-то кризисе в стране...