НовостиОбзорыСобытияIT@WorkРеклама
Документооборот/ECM:

Блог

Сравнительный опыт электронного трансграничного взаимодействия автоводителя с дорожной полицией Лихтенштейна и российским ГИБДД

По ходу обсуждения поста Что нам делать с нашей электронной подписью? в ECM-Фейсбук-группе помимо подтверждения не очень оптимальных странностей российского механизма использования в деловом общении электронной подписи сам собой всплыл давний тезис и о странностях автоматизации российского документооборота. Странности эти заключаются, в том числе, в том, что для решения задач, которые в других странах применяются простые и более дешевые стандартные средства (типа электронной почты), у нас применяются весьма сложные изощренные системы, типа СЭД. Тезис о таких национальных особенностях ИТ-автоматизации российского документооборота не нов, об этом говорится уже более двадцати лет (с тех пор как появилась сама тема "СЭД"), но сейчас вспомнился свежий сравнительный пример.
[spoiler]
В середине февраля я получил "письмо счастья" (обычное – бумажное) от дорожной полиции Лихтеншейна: в нем сообщалось, что в начале января арендованный мной автомобиль был "засечен" авторадаром: при ограничении скорости в населенных пунктах страны (их там, кажется, три на всю страну) в 50 км в час, он двигался со скоростью 60 км. И поэтому поводу мне предлагалось в течение месяца заплатить штраф в 30 швейцарских франков (Лихтенштейн входит в валютно-таможенный союз со Швейцарием) в месячный срок. В противном случае, полиция начнет судебное дело, я попаду в список "нарушителей порядка", и мне придется заплатить существенно дороже (с учетом еще и судебного штрафа).



По поводу того, что деньги с меня снимут я не сомневался – это они смогут сделать через арендатора авто, у которого зафиксированы реквизиты моей карты. Конечно, можно быстренько ликвидировать карту, но тогда у меня точно появятся проблемы при въезде в Евросоюз…

В общем, вопрос об уклонении от штрафа даже не стоял.

Проблема оказалась в другом – как технически сделать оплату. В письме были указаны банковские реквизиты, причем почему-то счет в австрийском банке (туда просили перевести 28,04 евро).

Конечно, есть "железный" вариант оплаты через банк. Но получалось, что при этом нужно было заплатать 25 евро комиссии, причем 15 – российскому банку, и 10 – европейскому банку-посреднику. Все это как-то напомнило рассказы об организации нелегальных переходов через границу…

Попытка воспользоваться услугами Western Union – они еще как-то умели переводить деньги частным лицами, но задача перевода на счет юридического лица была для них не по силам (хотя на сайте это обещали).

Кроме того, есть несколько онлайновый сервисов трансграничных переводов, в том числе, вполне русскоязычных. Я проделал регистрацию, прошел все этапы, но запнулся на последнем, когда нужно было указать номер счета, с которого переводить деньги. Выяснилось, что там нет России. Есть огромное число стран всего мира, а России нет
На другом сервисе было то же самое.

Платить 25 евро за перевод в 28.04 евро не хотелось: даже не столько дорого, сколько обидно поддаваться явному "обдиранию".

Короче говоря, я обратился за помощью к приятелю из Эстонии, который за 5 минут сделал оплату через онлайновый сервис за 0,99 евро (я ему деньги отдам при встрече, или перешлю тем же Western).

Но как убедиться, что оплата дошла до адресата и что мое дело закрыто?

В общем, я пишу письмо на электронный адрес, который был указал в официальных реквизита "письма счастья", и через день получаю ответ:



Все дело с полицией Лихтенштейна закрыто.

Теперь давайте попробуем посмотреть на эту историю с точки зрения юридически значимого документооборота, электронных госуслуг и работы с письмами граждан.

1. "Письмо счастья" пришло ко мне в бумажном виде, в виде простого оправления.
Это, конечно, "19-й век". Ведь в автопрокате есть не только мой почтовый адрес, но и электронный. Более того, почтовый никто не проверял (я мог банально ошибиться при заполнении), а электронный адрес – железно надежный.

Почему они отправили самым ненадежным вариантом?

Вот наглядный пример: пересылка сообщения электронным образом была бы гораздо надежнее. Не говоря уже о стоимости и сроках.

2. С оплатой через счет в банке – это тоже как-то не очень современно.
Хотя, понять их можно: внутри Европы эта операция делается довольно просто и недорого, а специально для людей из Дальнего для Европы Зарубежья специальный сервис делать им не хочется.
Но все же могли бы предусмотреть возможность оплаты услуги через Интернет банковской картой.
Помимо упрощение процедуры оплаты такой сервис гарантировался отсутствие ошибки при оплате (сумма, получатель, номер инцидента) и необходимость в отправке им письма для проверки.

3. Процедура общения через электронную почту – отлично!
Написал – через день получил понятный ответ. Причем – юридически значимый.

И вот тут я подхожу к другой теме: к общению граждан России со своими местными органами.

Дело в том, что в 2016 году у меня было длительное общение с нашим местным ГИБДД. Они при записи инцидента в свою базу данных допустили ошибку, которую мы (я и они совместными усилиями) исправляли целый год. Общение происходило в виде исключительно обмена письмами (по телефону общение невозможно!). Было несколько раундов общения: я им отправляю бумажное письмо (через сайт отправить не получалось только 1 раз), а обратно получал письмо по электронной почте. Причем – через месяц и в виде прикрепленного к письма скана бумажного документа.



Спустя месяц я видел, что ошибка не исправлена и раунд повторялся. Три раунда – полгода.
Почему нельзя было просто писать электронные письма, без сканов, и без месячного ожидания ответа?

Что ж, как говорится в известном фильме "У каждого свои недостатки". Полиции Лихтеншейна тоже есть над чем поработать: все же извещения надежнее и проще отправлять по обычной электронной почте. Да и платежный сервис могли бы сделать.