НовостиОбзорыСобытияIT@WorkРеклама
Open Source:

Блог

Купи то, не знаю что

Главный «товар» СПО-компаний — техническая поддержка. По крайней мере, они сами так говорят, и нет причин им не верить.
Как известно, у всякого товара есть некоторые свойства — он должен продаваться, рекламироваться и т. д. Техподдержка в этом смысле вряд ли может считаться исключением. Но на практике все обстоит совсем не так, как подсказывает формальная логика.
[spoiler]Давайте поставим простой эксперимент. Допустим, некий не особо крупный пользователь решил перейти на СПО. И начал искать, где бы ему «купить Linux» — так, чтобы с техподдержкой, с консультациями и иными атрибутами цивилизованного бытия. Причем, «купить Linux» он хочет примерно так, как покупают холодильники — осознанно, с предварительным выбором модели и хотя бы минимальным погружением в тему.
Процедура тут достаточно стандартна и отработана даже не тысячами, а миллионами покупателей. Надо запустить браузер, войти в любую поисковую систему, которая на запрос «купить что угодно» даст кучу ссылок — читай и изучай. А теперь проделайте ту же самую операцию, но вместо «чего угодно» вставьте либо Linux, либо СПО. Как не предсказуем результат, но все равно он достоин удивления.
Потенциальному покупателю предлагается приобрести компакт-диски для установки системы — дело хорошее, но для многих уже совершенно необязательное (спасибо телекому, интернет становится все ближе и доступней). Ему поведают о достоинствах и недостатках свободных продуктов. Правда, почему-то не на официальных сайтах компаний, а большей частью на блогах и форумах.
Но самого главного он так и не найдет — где и у кого можно купить техническую поддержку. Разумеется, с оговоркой — не просто заплатить деньги, но и получить взамен что-то заранее известное по своим потребительским качествам.
Продолжу аналогию с холодильником. Уверен, что если на виртуальной витрине будет написано только название агрегата и его цена, то покупок либо не будет совсем, либо будет очень мало (только если подробное описание и отзывы найдутся на других сайтах). Но в мире отечественного СПО все обстоит именно так — о «титульной» услуге компаний не известно практически ничего.
Объяснение этому может быть только одно — так называемый потребительский рынок этим фирмам совершенно неинтересен. Как говорил кто-то из великих, правда по другому поводу — страшно далеки они от народа.