НовостиОбзорыСобытияIT@WorkРеклама
Open Source:

Блог

Экономика и жизнь.

По поводу поддержки импортзамещения на уровне правительства часто встаёт вопрос о том, зачем поддерживать заведомо неконкурентоспособные проекты, не способные достигнуть успеха в открытой и честной конкурентной борьбе без поддержки государства?
Вопрос этот требует отдельного рассмотрения и вот почему. [spoiler]Не смотря на то, что все (ну, большинство) в школе учили экономику и другие интересные науки, представления населения о конкуренции, рынке и т.п. вещах довольно примитивны. А что если я скажу вам, что свободного рынка программ не существует?
Как же так, заявит читатель, ведь можно же купить программу у сотен перекупщиков, а значит есть такой рынок? Есть. Но такой рынок не является свободным, а ведь когда говорят о волшебных свойствах рынка — выводить лучшее для потребителя, снижать цены и все остальные эффекты, имеют в виду свободный рынок. Эта оговорка делается в школьном курсе экономики, я проверял. Но о ней не помнят выпускники.
Я тоже проверял.
Чтобы понять ключевые отличия несвободного рынка от свободного, давайте отвлечёмся от написания программ, поскольку программы слишком специфичный товар, тут и пиратство, и околонулевая стоимость масштабирования производства... возьмём для примера производство сладкой газированной воды.
Казалось бы, такой бизнес обречён на успех. Закупаем ароматизаторов и красителей по вкусу, берём воду по цене порядка 2 р. за литр, газируем всё теми же наборами химикатов и бутилируем, в худшем случае получаем 7р. за литр и продаём это всё богатство рублей за 50. Супербизнес, да?*
Но внезаано оказывается, что мы не одни такие умные и на рынке уже есть производители, в основном парочка зарубежных. И не просто есть, а они тут везде — компания А и компания Б. Чтобы конкурировать с ними, открываем учебник по экономике и выставляем цену существенно ниже, рублей в 25 за литр.
Берём кредит, открываем продажи, получаем... получаем вместо золотых гор какие-то кучки. В лучшем случае они золотые. В худшем... не будем. Лучше узнаем, как это получилось.
А получилось просто: сетевые магазины проигнорировали вашу продукцию, потому что вы не в состоянии сделать большой объём точно в срок, рестораны проигнорировали вашу продукцию, потому что у них уже есть контракты с фирмами А и Б, мелкие магазины обеспечили вам вашу кучку, но спрос в них непредсказуем и невелик.
А ещё оказывается, что люди неохотно пробуют новые для них продукты, а на нормальную рекламную кампанию вам не хватает денег из-за того, что ваша кучка маловата по сравнению с горами, которые получают компании А и Б. Низкая цена отпугивает часть покупателей, потому что они считают её признаком некачественного товара.
И это всё от того, что рынок газированных сладких вод не является свободным, а является классическим примером монопольного рынка. Не смотря на то, что выход на такой рынок крайне прост, в результате всё равно кроме А и Б на нём никто долго не задерживается.
И что может сделать государство, желающее иметь собственное производство сладкой газированной воды? Оно может, например, гарантировать госзаказ определённым поставщикам (здесь на фоне вступает греческий хор, басы: «Раааспииил!»). В поездах РЖД фирм А и Б нет, зато есть Aquanika и «Напитки из Черноголовки». Можно выделить гранты на развитие (греческий хор: «Раааспииил!»), можно организовать льготные целевые кредиты на покупку оборудования (греческий хор: «Раааспиил!») или, например, сдать в аренду площади по льготной ставке (греческий хор, тенора: «Коррупция!») ну и попробовать другие способы сращивания бизнеса с властью (греческий хор, тенора, скандируют, переходят на визг: «Коррупцияя!, Коррупцияя!»).
Но мы с вами всё таки не о политике (греческий хор уходит со сцены), а про ИТ. А там то же самое — рынок ПО в России, да и в мире, практически так никогда и не успел побывать свободным.
Всё это, впрочем, не означает, что неконкуретноспособные проекты, получив государственных денег или заказов, станут конкурентными. Это также не означает, что невозможно стать конкурентными без госпомощи. Но примеры продукции, ставшей конкурентной на госпомощи, по крайней мере в области газированных напитков есть.

*Цены взяты с потолка 14-го вагона поезда Москва-Нижний Новгород «Стриж».
Сергей Голубев
Так в том-то и дело, что пытаются «пускать» :). Вон, РАСПО практически по прямой просьбе государства организовали. Чтобы всем вместе решать проблемы сегмента отрасли. Результат мы имеем удовольствие наблюдать. И не только мы, но и государство.  
Сергей Крымов
А мне понравилось.  То что я подсознательно понимал, приобрело ясность.
Захотелось что бы государство помогло вырастить конкурента 1С.
Я не против 1С, но хочу что бы был выбор, однако..  

p.s. Подумалось- сейчас государство сильно помогает 1С, постоянно меняя законодательство, заставляя постоянно дорабатывать учетные решения. Как только ситуация с этим стабилизируется- можно, ждать более весомого вторжения зарубежных "монстров".
Хотя в ближайшие 5-10 лет стабилизация нам не грозит...  :(  
Колесов Андрей
При чем тут журналист?
Если что-то было  не понятно из поста, то ваши пояснения в комментариях, поставили точки над И