НовостиОбзорыСобытияIT@WorkРеклама
Open Source:

Блог

По евро с носа

В сообществеru_foss я стараюсь время от времени инициировать обсуждение одного довольно щекотливого вопроса — пытаюсь поговорить о деньгах. Точнее — выяснить, за счет чего существует наша СПО-отрасль.
[spoiler]Интерес к этому вопросу у меня не столько журналистский, сколько обывательский. По ряду причин (цена дистрибутива — одна из самых последних) Linux устраивает меня больше, чем Windwos. И мне очень не хочется в один «прекрасный» день узнать о массовом банкротстве СПО-компаний. Трагедии, конечно, не будет — куплю машинку с Mac OS X, но они, увы, все-таки дороговаты.
Так или иначе, разговор всегда сводится к массовому рынку, обслуживанию обычных пользователей и странному поведению нашего бизнеса, который этих пользователей в упор не видит. Разумеется, не обходится без апелляций к мировому опыту. Мол, не умеет СПО-бизнес жить с потребительского рынка.
В одной из бесед Алексей Новодворский напомнил мне о «плане Бансильона», за что я ему весьма признателен. Этот план заслуживает того, чтобы поговорить о нем отдельно.
Итак, Франсуа Бансильон (Francois Bancilhon), будучи исполнительным директором компании Mandriva (как раз той, которая теперь почти российская), получил известность не только благодаря пламенным речам на «Open Source Forum Russia — 2005» и очень эмоциональному открытому письму Стиву Баллмеру по поводу решения правительства Нигерии удалить с закупленных для школ компьютеров Intel Classmate PC систему Mandriva Linux и установить на них Windows. В свое время он рассчитывал получить с каждого пользователя Mandriva по одному евро (неважно за что — за «коробку», членство в клубе или какие-нибудь сервисы). При десяти миллионах пользователей получался вполне выгодный бизнес.
Правда, результат получился не очень красивым — за 12 лет Mandriva потеряла около 30 миллионов евро. Не правда ли, впечатляет.
Однако, вопрос совсем в другом. Насколько переносим этот опыт и существовал ли он вообще?
Вот простая аналогия. Люди старшего возраста помнят период, когда в середине 90-х как грибы появлялись небольшие банки. Создавались они, как потом стало ясно, для буквально нескольких операций. Но по статусу были обязаны открывать счета всем желающим.
Понятно, что любой приходящий мелкий клиент для этих банков был обычной головной болью. Отказать ему открытым текстом там не могли, поэтому препятствовали этому иными, так сказать, способами.
Следует ли из этого, что банкам вообще противопоказан мелкий клиент? Отнюдь нет.
Так был ли план? Точнее — был ли тот план, к которому следует относиться всерьез? Осмелюсь предположить, что нет.
Я пользуюсь Linux довольно давно. Причем, именно Mandriva занимала заметное место на моем десктопе. И практически всегда в моем кармане был лишний евро (для сравнения — это меньше, чем стоимость гамбургера), который я заплатил бы за решение каких-то моих проблем.
У меня были проблемы. Я искал их решения в сети. Находил форумы и блоги,  натыкался то на понимание, то на хамство. Но нигде не видел предложения заплатить сколько-то евро (рублей, долларов, фунтов и т. д.) за контракт на техподдержку. Не правда ли, странно?

Андрей
Есть лишняя копеечка - пож-ста:
"Услуги технической поддержки OpenOffice.org и/или системы InfraLinux, далее ПО, предполагают два уровня: Базовая поддержка (STANDARD, PREMIUM) — услуги, гарантированные в рамках контракта;
Дополнительная поддержка — услуги по запросу, оплачиваются по отдельному счёту в рамках действующего договора." Это с сайта Инфра - Ресурса. ДА И КТО СКАЗАЛ, ЧТО КОНТОРЫ БЕРУЩИЕ ЗА СОФТ ДЕНЬГИ ВЕЧНЫ? ))) А ЕСЛИ КАСАТЕЛЬНО БАНКОВ - И ГДЕ ЖЕ ВАШ ЛЕМОН?" )))  
(фраза сказанная в 2009 российским банковским клерком на одной из прессконференций на РБК - что особенно позабавило))))