НовостиОбзорыСобытияIT@WorkРеклама
Государство и ИТ:

Блог

Как нам организовать гостендеры по ИТ-проектам

Тема гостендеров, естественно, также присутствовала на конференции «Стратегическая независимость государственных и корпоративных информационных сиcтем. Импортозамещение в сфере ИКТ». Я лично из выступлений вынес два тезиса:
1. Государство тратит на закупку ИТ огромные деньги, но там творится некий никем не регулируемый процесс трат с не очень понятными результатами
2. Хорошо бы обеспечить преференции российским разработчиками, но за двадцать лет существования российского ИТ-рынка, что такое "российский разработчик", остается загадкой…
[spoiler]
Вообще, система реагизации гос-ИТ-проектов, все годы ее существования вызывается искренне восхищение: какой гениальный … ее придумал? Чтобы свести решение сложных научно-технических проектов до уровня приобретение скрепок! Да и для скрепок, наверное, кроме цены, было бы хорошо поинтресоваться из чего они сделаны – из нормальной проволоки или из чего-то вроде туалетной бумаги.

С этого года началось использование контрактной модели, но, кажется, никто пока не знает, есть ли от нее реальная польза.

Да, стремление к изобретению велосипеда (причем, в его весьма примитивной реализации) – это характерная черта нашего современного госуправления! На конференции упоминался пример того, как "вождь народов" выбирал модель истребителей для массового внедрения в войска: проектные здания выдавались нескольким проектным институтам параллельно, но представляли опытные образцы и только по летным испытаниям определялось, кто пойдет в серии. Сегодня объявили бы тендер, выиграл бы тот, кто сделает дешевле, и в производство пошли бы самолеты… ну, типа тех, что мы в школе делали из листа бумаги в виде "голубков",

По этому поводу вспоминаются многочисленные примеры того, как было организованы тендеры на важные государственные проекта в отсталой, недемократической и пр. царской России. Один из пример, который помню с юношества.
После русско-японской войны было решено начать программу модернизации военно-морского флота, в том числе построить серию линейных кораблей новой архитектуры – дредноутов (расположение главной артиллерии по оси корабля, а не по бортам, как ранее у броненосцев, "дредноут" – dreadnought, "бесстрашный" – первый линкор такой архитектуры, созданный в Британии в 1906 году).

Был объявлен конкурс, опубликовано ТЗ, создана комиссия (публичная!). На конкурс было подано несколько заявок. Обратите внимание – не формальные бумажки с описанием компаний и суммой просимых денег, а конктретные проекты кораблей с технико-финансовыми описаниями. Это был конкурс проектов, а не "сколько денег попросили".

Комиссия (в составе ведущих отраслевых экспертов!) после изучения всех предложений выбрала лучший. И только после выбора лучшего проекта был вскрыт конверт с именем его автора. В конкурсе участвовали лучшие корабелы мира и их национальная принадлежность никак не учитывалась при выборе (а речь шла о важнейшем военном проекте!), только реальные качества…

Кстати, выиграл русский проект с участием великого русского корабела Крылова. Не потому, что проект был русский, а потому что – лучший!

P.S. Кто не знает, что такое дредноут – вот он:



Линкор "Texas" – единственный в мире уцелевший и плавающий из первых дредноутов того времени. Заложен в 1911, вступил в строй в 1914-м. В модернизированном виде участвовал во 2-й Мировой. Стоит в заливе у местечка Сан-Хосито (аналог "Куликовская битва" для Техаса), , недалеко от Хюстона, США.

Сильное впечатление от изучения этой махины с верхнего капитанского мостика до самого нижнего трюма.