В одной из постновогодних радиопередач услышал примерно такую мысль: "Новый год – это чисто символический рубеж. Традиционное пожелание – "с новым счастьем". А откуда оно "новое" возьмется? Это примерно, как ожидать "начало новой жизни" в понедельник, хотя новый понедельник на практике ничем не отличается от предыдущих"…
С одной стороны, с этими тезисами можно согласиться – никаких революционных изменений 1-го января по сравнению с 31-м декабря ждать не стоит, жизнь течет эволюционным способом, и уж точно не стоит ждать "чудес". Но, с другой стороны… Как раз с 1 января традиционно происходят именно скачкообразные изменения в виде вступления в силу новых законов, которые так или иначе влияют на нашу жизнь. Конечно, такие изменения в законодательстве происходят и с другие времена года, но, наверное, как минимуму половина из них приходится именно на Новый год.
В дополнение к уже опубликованным постам и статье (“1С” движется в сторону комплексной автоматизации и аутсорсинга учетных услуг) по мотивам конференции "Бизнес-форум 1С:EPR") хотел бы тут отметить еще один вопрос, который также прозвучал в выступлении главы "1С" Бориса Нуралиева – "цифровая экономика". Итак, вот что он рассказал в своем пленарном выступлении в контексте принятой летом этого года госпрограммы "Цифровая экономика".
Утром 5 октября у меня состоялся визит на судостроительный завод "Вымпел" (см. "ИТ как средство повышения эффективности российского судостроения"), а затем я участвовал в семинаре "Информационные технологии в Администрации города Рыбинск сегодня". По сути это была встреча специалистов ИТ-подразделения городской администрации (оно реализовано в виде муниципального казенного учреждения "Инфомационно-технический центр") с представителями подразделений-пользователей системы управления городом. Как я понял, основной идей семинара было не просто рассказать потребителям и том, что представляет собой ИТ-обеспечение Администрации и узнать мнение пользователей, но – что мне показалось самым главным – поставить вопрос о возможности использования ИТ "для блага города".
Разговор с Олегом Симаковым (заместитель руководителя по ИТ ФГБУ «Федеральное бюро медико-социальной экспертизы» Министерства труда и социальной защиты РФ) состоялся еще в начале лета, но из-за отпускной поры публикация статья получилась только сейчас ("Импортозамещение: когда интересы заказчика и государства совпадают"). Но тема ИТ-автоматизации социально-медицинской сферы даже в первом приближении не закрыта, мы находимся в самом начале этого тяжелого и долгого процесса.
Лето – пора отпусков, поездок, в том числе и на автомобиле... А значит, и автоштрафов. В этом году автопробег в 5000 км закончился одним штрафом за превышение скорости (почему получаются такие ситуации – отдельный разговор, во многом это обусловлено слабоватым качеством наших автомагистралей, но качеством не покрытия, а управления скоростным режимом). Обидно: дело случились в последний час двухнедельного путешествия, в 40 км от дома (что впрочем, опять же не случайно).
Наконец-то на сайте Правительства России появился официальный текст программы “Цифровая экономика Российской федерации”, утвержденной распоряжением данного ведомства № 1632-р от 28 июля 2017 г.
Вопросы сбора, обработки, хранения и передачи персональных данных сегодня на повестке дня не только у нас, но и во многих европейских странах. Особенно теперь, когда странам Евросоюза надлежит быть готовым к исполнению положений нового закона Евросоюза о защите персональных данных (General Data Protection Regulation, GDPR), который вступает в силу в мае 2018 г.
Ведомство вновь берется за проект создания очередного реестра.
Как стало известно из СМИ, до конца года Минкомсвязи планирует создать на едином портале реестр услуг связи, где будет аккумулироваться информация об операторах и оказываемых ими услугах – телефонная связь, интернет, радио и телевещание. Плюс на карте будет отображена зона покрытия каждого оператора, а пользователи сайта смогут уточнить информацию о доступности услуги в конкретном доме.
Совсем недавно – в середине прошлого года 224-ФЗ были внесены изменения в федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации» и федеральный закон «О муниципальной службе в Российской Федерации». Согласно поправкам претенденты на госслужбу обязаны предоставить сведения об адресах сайтов, на которых они размещали общедоступную информацию за три предыдущих календарных года. Гражданский служащий обязан отчитываться ежегодно за календарный год.
И вот теперь Минтруд предлагает новые изменения в закон.
О создании этого кодекса говорится уже давно – за период действия закона об исполнительном производстве (от 02.10.2007 N 229-ФЗ) в него было внесено немало изменений и дополнений. В этой связи законодатель предлагает систематизировать существующие, вновь введенные нормы и порядок реализации полномочий судебного пристава-исполнителя и лиц, участвующих в исполнительном производстве, в единый законодательный акт. Законопроект открыт для обсуждения на regulation.gov.ru.
ЦБ РФ продолжает развивать электронный формат взаимодействия с клиентами и организациями.
Так, стало известно, что Центробанк подготовил законопроект, которым предлагается проводить идентификацию заемщиков, используя ЕСИА – то есть, без необходимости последних посещать отделения банков. Без идентификации банки не смогут получить доступ к кредитной истории заемщика, и тогда клиенту придется прийти лично.
Идеология «Индустрии 4.0», о которой так много говорят в последнее время, заключается не в роботизации или аддитивных технологиях. Основной отличающий её элемент -- индустриальный интернет вещей. И элементом перехода к такому технологическому укладу являются как раз IT-решения.
Вопросам деятельности операторов, осуществляющих сбор и обработку персональных данных, уделяется сегодня много внимания. Об этом и пишет пресса, чаще всего говоря об утечках, и обсуждают в ходе профильных ИТ-мероприятий – в частности, у использования такой информации соцсетями градус внимания сегодня весьма высок. Об этом говорит и судебная практика. Для законодателя этот вопрос также не теряет актуальности. Мероприятия, связанные с регулированием этой темы также отмечены и в программе «Цифровая экономика».
В конце апреля сообщалось о проверке регулятором недобросовестных участников рынка автострахования, в результате которых ЦБ выявил нарушения, при чем, у крупнейших страховщиков.
Внимание законодателя к вопросам регулирования системы госзакупок в последнее время довольно велико.
В начале прошлого года заговорили о полном переводе торгов на электронный формат. Был подготовлен соответствующий законопроект, который предполагает серьезные изменения в процедурах торгов. В середине марта этого года стало известно о передаче регулирования системы госзакупок Казначейству. Перед этим Минэкономразвития предлагало внести поправки в закон о контрактной системе, которыми бы минимизировалась подлежащая министерскому контролю тендерная документация. В апреле по постановлению Правительства министерство больше не курирует закупки. И тогда же в середине апреля на совещании у Президента вновь поднимался вопрос о госзакупках.
Это следует из “Основных результатов работы Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации в 2016 году”, опубликованных 21 апреля 2017 г.
Помимо всех уже существующих госресурсов, так или иначе аккумулирующих информацию о законопроектах, уже осенью этого года может появиться еще один.
Планируется, что новый ресурс объединит все данные по законопроектам за время работы российского парламента, то есть с 1993 года. А именно: межведомственные согласования, отзывы ведомств, время прохождения проектов по комитетам Госдумы.
К семи определениям цифровой экономики, упомянутым в нашей недавней заметке, можно добавить ещё одно: “Это те сегменты рынка, где добавленная стоимость создается с помощью цифровых (информационных) технологий”.
К концу года на рынке автостраховщиков может остаться не более сотни компаний. Такая информация со ссылкой на отчет Национального рейтингового агентства (НРА) появилась в СМИ. В прошлом году число компаний этой сферы сократилось со 165 до 126, а к концу нынешнего года ожидается уход еще 20-ти страховых компаний.
Эксперты полагают, что одной и главных причиной такого сокращения является деятельность ЦБ в отношении недобросовестных участников рынка. И эта работа будет продолжена. В апреле-мае Центробанк проверит страховщиков, злоупотребляющих системой замещения по электронным продажам ОСАГО.