НовостиОбзорыСобытияIT@WorkРеклама
Государство и ИТ:

Блог

Как обстоят дела с электронными госуслугами в России?

В конце прошлой недели Минкомсвязи опубликовало свою очередную новость по поводу успехов министерства по реализации проекта "госуслуги в электронном виде", по мотивам выступления в Челябинске заместителя  министра Алексея Козырева, который там "рассказал о работе Минкомсвязи России по совершенствованию услуг и сервисов электронного правительства".

Вот содержательная часть новости о результатах работы МКС в этом деле:
[spoiler]
число пользователей портала госуслуг ежегодно увеличивается примерно в два раза;
с начала 2014 года через ЕПГУ оказано более 12 млн муниципальных, региональных и федеральных услуг в электронном виде;
единая система идентификации и аутентификации используется уже в 62 из 85 субъектах РФ.

Вот и все сведения о многолетней работе ведомства по реализации крайне важного для страны проекта действительно национального масштаба. То есть, проще говоря, это практически просто отсутствие каких-либо сведений.

Тут мне возразят: в кратком пресс-релизе нельзя отразить всю информацию о проекте, наверное, замминистра в своем выступлении привел намного больше данных.

У меня есть два ответа на это возражение:
1. Отразить эти данные пресс-релизе вполне можно. И они не сильно бы удлинили текст. Я уже не говорю о том, что можно было бы просто опубликовать файл с презентацией.
2. На самом деле, с большой вероятностью, можно говорить, что ничего более конкретного замминистр там и не сказал.

Дело в том, что г-н Козырев (которые курирует эту тематику) выступает с докладами по этой теме постоянно. По моим оценкам (слежу за публикациями) – примерно раз в две недели, начиная, как минимум с июня. На одном из таких его выступлений я был лично в июле. Там он выступал в компании с представителем Минэкономразвития Павлом Малковым (это было не единственное их выступление дуэтом).

Уровень сведений о делах с проектом "электронные госуслуги" был явно "ниже плинтуса".

Вот единственный слайд МКС с какими конкретными данными.



На вопрос – сколько было предоставлено госуслуг в электронном виде, был дан сугубо устный ответ – около 10 млн. А вопрос – на сколько это больше прошлогоднего показателя, замминистр уже не мог ответить. И тем более, не смог ответить на вопрос: какова электронная доля в общем общем услуг, оказываемых государством (0.01% или 50%, например). То, есть вопрос – какова роль "электронной составляющей" в общей системе отношений "государство – граждане" – остался неизвестным.

Ничего представители двух министерств не могли сказать и по поводу оценки эффективности проекта. Хотя бы приблизительно, "на пальцах" показать – стоила ли овчинка выделки?
Сколько было потрачено средств на этот многолетный проект и какие эффекты получены от него?

Было впечатление, что сама постановка вопрос об эффективности проекта была для министерских чиновников полной неожиданностью.

Правда, Павел Малков тогда сказал, что на госсайтах реализуется механизм анализа удовлетворенности пользователей. И даже сообщил, что уже было опрошено 670 тыс. человек



Но вопрос –"каковы же результаты опросов?", поставил его в тупик. После паузы он сообщил, что эти сведения должны быть сначала проанализированы, а уже потом, может быть, опубликованы.

Впрочем, тогда представитель МЭР привел все же некоторые данные о проведенном в апреле-мае исследовании качества сайтов госуслуг.
Вот некоторые данные оттуда:

Обратите внимание: лишь 40% услуг имеют кнопки "получить услугу". И самое забавное (смех сквозь слезы) – далеко не все кнопки работают.






Короче говоря, осталось впечатление, что проект "электронные госуслуги" как-то развивается в нашей стране, но как именно – об этом наши министерства имеют довольно слабое представление.