НовостиОбзорыСобытияIT@WorkРеклама
Государство и ИТ:

Блог

Популярность ИТ-специальностей скорее падает, чем растет

На недавно прошедшем ПМЭФ 2015 министр связи и массовых коммуникаций Николай Никифоров снова хвастался тем, что “благодаря совместной работе Минкомсвязи и Минобрнауки России второй год подряд происходит рост на 30% количества бюджетных мест в отечественных вузах по ИТ-специальностям” [spoiler]и указывал на то, что “необходимо привлекать как можно больше школьников и студентов к работе по направлению информационных технологий, это позволит создать необходимый кадровый потенциал”. Кроме того, он напомнил участникам ПМЭФ 2015, что “в прошлом году при участии министерства прошла акция „Час кода“, в которой приняло участие 7,5 млн. школьников по всей России”.

Предполагалось, что, среди прочего, эти меры будут способствовать росту популярности ИТ-специальностей среди выпускников школ.

Однако предварительные результаты ЕГЭ-2015 показывают, что популярность ИТ-специальностей среди выпускников школ скорее падает, чем растет.

Смотрите: в настоящее время необходимым условием для поступления в вуз на обучение по какой-либо ИТ-специальности является сдача в приемную комиссию документа, подтверждающего, что абитуриент не просто сдал ЕГЭ по информатике и ИКТ, но и получил при этом не менее 40 баллов (из ста возможных).




Источник: Официальный информационный портал Единого государственного экзамена, июнь 2015 г.


Напомню: для получения аттестата выпускникам текущего года в обязательном порядке нужно сдать лишь ЕГЭ по русскому языку и математике. Другие предметы ЕГЭ выпускники сдают на добровольной основе, исходя из того, где они хотят продолжить обучение. Поэтому, если бы популярность ИТ-специальностей среди выпускников школ в этом году заметно выросла, то количество выпускников, стремящихся сдать ЕГЭ по информатике и ИКТ, существенно увеличилось. Но этого, увы, не произошло.

Согласно предварительным данным, в июне этого года в нашей стране на сдачу ЕГЭ по информатике и ИКТ зарегистрировались свыше 64 тыс. человек. Это, кстати, говоря, меньше, чем количество пожелавших сдать ЕГЭ по истории (161,7 тыс. человек) и биологии (143 тыс. человек). Что уже в определенной степени говорит о степени популярности этих предметов среди школьников старших классов и их планах на будущее.

А теперь сравним эти цифры с итогами ЕГЭ-2014: информатика и ИКТ – 66488 человек,  биология -- 148706 человек, история – 164 066  человек. В процентах падение интереса выглядит так: “информатика и ИКТ” (-4,7%); "биология" (-4,8%), "история" (-1,5%). Можно, конечно, все это отчасти объяснить вползанием в демографическую яму. Тем не менее очевидно, что радикального роста интереса старших школьников к ИТ-специальностям не произошло.

Обратите внимание ещё вот на что: если количество ИТ-бюджетных мест в российских вузах стремительно (более чем на 30% в год) растет, а количество выпускников, связывающих свою будущую жизнь с ИТ-специальностями, падает, то поступить в вузы на ИТ-бюджетные места становится проще.

Ниже вы видите таблицу из июньской заметки “Раскрыта одна из тайн айтишных КЦП”.



Источнк: анализ приказов Минобрнауки, выполненный специалистами Минкомсвязи, июнь 2015 г.


Из данной таблицы следует, что в 2015/2016 учебном году контрольная цифра приема граждан по программам бакалавриата за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета  по ФГОС-специальностям семейства 09.00.00 (“Информатика и вычислительная техника”) равна 22085.

Однако не следует думать, что все 64 тыс. выпукников школ, пожелавших сдать ЕГЭ по информатике и ИКТ, будут претендовать на 22,085 тыс. бакалавриатских ИТ-бюджетных мест, соответстсвующих ФГОС 09.00.00. Ведь документы, подтверждающие сдачу ЕГЭ по информатике и ИКТ требуются не только при поступлении в вузы на ФГОС-специальности семейства 09.00.00., но и на ИТ-специальности, относящиеся по версии АПКИТ ко многим другим семействам:

“Математика и механика” (01.00.00)
“Компьютерные и информационные науки” (02.00.00)
“Управление в технических системах ” (27.00.00)
“Экономика и управление ” (38.00.00)

То есть в этом году реальный конкурс на ИТ-бюджетные специальности может быть существенно ниже трех человек на место. Недавно беседовал с HR-директором одной крупной российской ИТ-компании. Так она рассказала мне, что в прошлом году все дети её знакомых, которые выразили желание поступить в вузы на ИТ-специальности, смогли сделать это на бюджетной основе. Разумеется, при сдаче ЕГЭ, требуемых для поступления в выбранные ими вузы, им прищлось немного потрудиться. Но не так уж сильно. То есть можно предположить, что реальный среднестатистический конкурс на ИТ-бюджетные места в вузах нашей страны близок к единице. В так называемых престижных вузах, он, конечно, выше.

Но в целом ситуация с ИТ-кадрами достаточно тревожная. Поэтому не исключено, как недавно отмечал Андрей Колесов в своем посте “Для кого готовят вузы ИТ-специалистов?”, что главный тормоз развития ИТ-отрасли в России – недостаток квалифицированных кадров.