НовостиОбзорыСобытияIT@WorkРеклама
Государство и ИТ:

Блог

Будут ли после 1 сентября доступны в России зарубежные онлайновые сервисы?

Вопрос это задается в связи с вступлением в силу принятого год назад закона "пресловутого" 242-ФЗ, обязывающего операторов персональных данных (ПД) хранить данные граждан России на территории России. И предусматривающего отключение доступа в России к Интернет-сервисам, которые работают с ПД, нарушая этот закон.

Я думаю, что использую термин "пресловутый" к данного закону вполне оправдано:
[spoiler]
Викисловарь:
"часто упоминаемый, вызвавший много толков, разговоров, нашумевший, получивший известность (часто — отрицательную или сомнительную)"
Впрочем, к сожалению, это определение можно применить и в другим законам, принятым за последние полтора года по Интернет и ИТ темам…

Целый ряд принципиальных вопросов по 242-ФЗ были сформулированы еще на этапе обсуждения законопроекта, а затем и после его принятия. При этом самый главный вопрос – насколько 242-ФЗ соответствует Конституции России (ограничивает право граждан решать, где и как хранить свои собственные данные) – вообще, оставался без внимания.
Но на все задаваемые в течение более года вопросы ответов как не было, так и нет.

Опять же очень характерная ситуация с нашими законами – их трактовка и практическое применение полностью отдается на откуп органу исполнительной власти (Роскомнадзору), которые будет "рулить" по собственному разумении (точнее, скорее всего, по разумению, но не по собственному, а кого-то).

Один из вопросов, действительно, привлекших внимание широкой ответственности, был таков: "Распространяется ли данный закон на Интернет-сервисы, находящиеся вне юрисдикции России (зарегистрированные и работающие в других странах)? Будут ли они доступны в России после введения в действия 242-ФЗ?"

Этот вопрос не мог остаться без ответа властных структур в силу его общественной значимости. Но ответа на него как не было, так и нет. Точнее, вроде как ответ давался, но совсем не другой вопрос. Ответ этот (где озвучивали представители как законодательной, так и исполнительной властей) звучал так: "Не волнуйтесь, у зарубежных компаний есть больше года, чтобы прийти в соответствие нашим законом".

Я еще раз хочу отметить, что данный тезис не является ответом на задаваемые вопросы. "А что будет, если зарубежные компании не смогут или не захотят соответствовать российскому закону?". Не говоря уже о том, что вообще не очень понятно: с какой стати субъект одной страны должен выполнять законы других стран… Тем более, если законы двух стран содержат взаимоисключающие требования.

Но на эти выходные я столкнулся с несколько иной постановкой вопроса о доступности зарубежных сервисов. До сих пор мы волновались лишь о том, не закроется ли такие сервисы Роскомнадзор. Однако есть и другой аспект: а не закроют ли свои сервисы в России сами зарубежные компании, по собственной инициативе?

Мой приятель собирался в поездку в США, где хочет на несколько дней взять в аренду автомобиль. И попросил меня помочь сделать заказ, как человека, имеющего некоторый опыт в этом деле (в этом деле действительно много нюансов). В общем, заехал он ко мне и мы вместе начали изучение вопроса.
Нашли вполне подходящий вариант, решились на заказ-оплату. Но не тут-то было!

Там нужно ввести сведения об адресе владельца банковской карты, но оказалось, что России в списке "доступных стран нет".



Почему? По этому поводу есть специальное пояснение в данной поле: сервис не хочет противоречит местным законам как раз относительно персональных данных.



Конечно, тут можно было сделать вид, что мы живет не в России, а, скажем, в Испании, но приятель не решился "мухлевать". В общем, заказали на другом сервисе (то же, конечно, зарубежном), но не 70 долл. дороже.
Вот такую цену приятель уже заплатил за 242-ФЗ. И это – только начало.

Зато, если перефразировать популярную у нас сейчас присказку, у нас есть закон, который позволит закрыть любой Интернет-сервис. Это греет душу.