НовостиОбзорыСобытияIT@WorkРеклама
Государство и ИТ:

Блог

Не измеряем – значит, не управляем… (госзакупками ИТ)

Тезис в заголовке – это естественный вывод из ключевого тезиса управления - "Управлять можно только тем, что можно измерить".

На вчерашней RISS 2015 в кулуарах у меня зашел разговор с авторитетным экспертом в сфере российских софтверных дел о перспективах реализации Постановления правительства № 1236 от 16.11.2015 "Об установлении запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд".

(Кстати, должен заметить, что тема нормативного регулирования в облачной сфере вчера на мероприятии практически не присутствовала, были лишь упоминания ее на уровне "полуфразы", но не более того. Из чего можно сделать вывод, что тема сегодня далека от реальности…).
[spoiler]
Я сказал, что как раз накануне опубликовал собственное видение вопроса в виде статьи "Станут ли ограничения на приобретение иностранного ПО для государственных нужд реальностью". В кратком изложении – оно никак не повлияет на ситуацию, его цель – исключительно демонстрация (народу, начальству) активности. Я привел полученное в письме уже после публикации статьи мнение юриста, которые много лет занимается ИТ-тематикой:

практика показывает, что любой царский указ в области госзакупок ничего не меняет, кроме того, что появляется еще одна бумажка или раздел в конкурсной документации
Мой кулуарный собеседник согласился с тезисом, что запретительные меры вообще фактические не действуют в плане стимуляции альтернативного развития. Самое действенное – стимуляция спроса, но об этом речи в последние полтора года вообще не ведется. Но он все же высказал некоторый сдержанный оптимизм по поводу перспектив Постановления, высказав давнюю идею "Чудеса все же бывают. А вдруг?".

Вообще, подобные споры о действенности тех или иных шагов правительственных структур (в данном случае – в сфере ИТ) возникают регулярно. И все мы знаем, что это "разговоры ни о чем". Дело в том, что последующего анализа результативности подобные "указов" почти никого не бывает…

Вот взять то же Постановление 1236 и 44-ФЗ (о закупках для госнужд). Казалось бы, что проще. Процесс покупок полностью автоматизирован, все посчитать можно одним кликом мыши: какой общий объем закупок, какова тут доля госудаственных и муниципальных нужд, сколько приобретается ИТ, сколько софта, сколько из ПО приходится на "иностранное происхождение", сколько на местное и сколько на "неизвестное".

Только если вы будете иметь данные по абсолютным объемам и по долям, можно понять, есть ли предмет для разговора (может, там всего 10 рублей в год расходуется или на "иностранное" приходится 0,01%).
И как раз по таким ключевым показателям можно судить о действенности Постановления (типа – сейчас иностранное составляет 80%, а через год – 20% "…Ура! И в воздух чепчики бросали).

А если нет ключевых показателей, то как можно судить о действенности управленческих решений?

Я ожидаю возражение – были какие-то оценки… Возможно, были. Я то же что-то видел. Но, извините, это все оценки на уровне "взять с потолка".

У вас на предприятии директор тоже знает о фонде заработной плате своего предприятия или о уплаченных налогах на основе оценок, которые ему раз в год озвучивают случайные прохожие на улице?

В общем, "не измеряем – значит, не управляем"…