НовостиОбзорыСобытияIT@WorkРеклама
Государство и ИТ:

Блог

Что должны знать и уметь разработчики Web- и мультимедийных приложений?

Стали известны наименования профстандартов в области ИТ, которые разрабатываются под эгидой АПКИТ и которые в этом году должны быть приняты и утверждены постановлением Минтруда. [spoiler] Вот они:


Источник: сайт АПКИТ, март 2016 г.

В первую неделю марта АПКИТ провела вебинар, посвященный обсуждению первой версии стандарта “Разработчик Web и мультимедийных приложений”. Разработчики данного профстандарта перечислены ниже.


Источник: Проект профстандарта “Разработчик Web и мультимедийных приложений”, март 2016 г.

Причины cрочной разработки новых профстандартов  достаточно подробно рассмотрены в нашей январской заметке “Нас ждут новые профстандарты в области ИТ”.

Разработку рассматриваемого профстандарта инициировал Российский союз промышленников  и предпринимателей (РСПП) по причине вхождения данной профессии в ТОП-50 рабочих профессий. Инициативу поддержал Совет по профессиональным квалификациям в области ИТ. Координатором группы разработки данного профстандарта является Тимур Хасаншин. Его рекомендовал в РСПП АПКИТ. “У Тимура есть опыт участия в разработке профстандартов в 2013 году - понимание методики, требований Минтруда и проч., и есть глубокое знание предметной области. Кроме того, у него есть серьезная дискуссионная площадка - он активный член авторитетной ассоциации SPECIA, объединяющей как раз те компании, которые занимаются разработкой информационных ресурсов”, -- рассказал нам координатор Комитета по образованию АПКИТ Игорь Кузора.

Во время мартовского вебинара АПКИТ, среди прочего, было отмечено, что в нашей стране насчитываются тысячи компаний, осуществляющих деятельность в области разработки Web и мультимедийных приложений, в которых по рассматриваемой специальности в общей сложности работают десятки тысяч человек. Кроме того, в разы больше насчитывается фрилансеров, берущихся за разработку корпоративных сайтов и мультимедийных приложений.

Цель создания профстандарта “Разработчик Web и мультимедийных приложений” его разработчики сформулировали так “Формализовать требования к компетенции специалистов по этому направлению деятельности, а также дать основы для разработки должностных инструкций, описания вакансий работодателями, подготовки образовательных программ”.



Что и говорить, задача выработки общего языка для взаимодействия друг с другом работодателей, работоискателей, кадровых агентств и институтов подготовки кадров (включая вузы, курсы повышения квалификации и так далее) очень важна и актуальна!

Прежде чем говорить о том, что, cогласно разрабатываемому профстандарту, должны знать и уметь разработчики Web и мультимедийных приложений, необходимо отметить, что в рассматриваемом проекте профстандарта упоминаются термины, фигурирующие в четырехуровневом общероссийском классификаторе занятий (ОКЗ), разработанным в соответствии с Государственной программой перехода Российской Федерации на принятую в международной практике систему учета и статистики, исходя из требований развития рыночной экономики.

Считается, что ОКЗ представляет собой систематизированный перечень видов трудовой деятельности, позволяющий достигнуть единообразия их наименований и обеспечивающий возможность проведения статистических сравнений, учета и анализа в интересах осуществления рациональной политики занятости. Систематизация видов трудовой деятельности (занятий), принятая в ОКЗ, в основном соответствует Международной стандартной классификации занятий (МСКЗ) и состоит из девяти укрупненных групп, подразделяющихся на подгруппы, составные группы и базовые группы.

Верхний уровень ОКЗ включает девять укрупненных групп и выглядит так:

1. Руководители.
2. Специалисты высшего уровня квалификации.
3. Специалисты среднего уровня квалификации.
4. Служащие, занятые подготовкой информации, оформлением документации, учетом и обслуживанием.
5. Работники сферы обслуживания, жилищно-коммунального хозяйства, торговли и родственных видов деятельности.
6. Квалифицированные работники сельского, лесного, охотничьего хозяйств, рыбоводства и рыболовства.
7. Квалифицированные рабочие крупных и мелких промышленных предприятий, художественных промыслов, строительства, транспорта, связи, геологии и разведки недр.
8. Операторы, аппаратчики, машинисты установок и машин и слесари - сборщики.
9. Неквалифицированные рабочие.

Пример использования ОКЗ изображен ниже


Источник: Общероссийский классификатор занятий

С точки зрения ОКЗ группа занятий “Разработчики Web и мультимедийных приложений” имеет (см. рисунок ниже) код 2513. К ней близки группы 2512 (“Разработчики программного обеспечения”), 2514 (“Программисты приложений”), 2519 (“Разработчики и аналитики программного обеспечения и приложений, не входящие в другие группы”), а также группы 1330 (“Руководители служб и подразделений в сфере информационно-коммуникационных технологий”) и 3514 (“Специалисты-техники по Web”).


Источник: Источник: Проект профстандарта “Разработчик Web и мультимедийных приложений”, март 2016 г.

Зарубежные названия профессий, связанных с разработкой Web и мультимедийных приложений, вы видите ниже.


Источник: презентация Тимура Хасаншина на вебинаре АПКИТ, март 2016 г.

Кроме ОКЗ, при разработке рассматриваемого профстандарта во внимание принимались и другие документы (некоторые из них перечислены ниже).



Оглавление 42-страничного документа, в котором изложена первая версия рассматриваемого стандарта, вы видите ниже.



Как видите, в рассматриваемом профстандарте выделены четыре обобщенные трудовые функции (они имеют коды А, В, С и D). Описания двух из них вы видите ниже.





Запланированы (см. ниже) еще пять обсуждений данного профстандарта.



Разумеется, создание и утверждение рассматриваемого профстандарта (возможно, его финальная версия будет заметно отличаться от первоначальной) не решит в один момент обозначенные выше задачи. Но явно будет способствовать их решению.

В любом случае, “ИТ-работодателям придется придерживаться профстандартов в области ИТ”.