Похоже, проблемы цифровизации бизнеса, а также проблемы дефицита кадров, способных эту цифровизацию осуществить, членов РСПП пока не волнуют. Во всяком случае, в упомянутой выше стенограмме словосочетания типа “цифровой бизнес”, “цифровизация бизнеса”, “цифровая трансформация бизнеса” и так далее вообще не встречаются. Реальный бизнес волнуют не столько угрозы “юберизации”, сколько проблемы, связанные с налогообложением, инвестиционным климатом и устранением разного рода административных барьеров.
В упомянутой выше стенограмме, среди прочего, говорится о том, что Правительство РФ завершает подготовку плана по повышению темпов роста отечественной экономики, рассчитанного до 2025 г. и приводятся пожелания относительно того, уже на рубеже 2019–2020 годов темпы роста экономики РФ должны опережать мировые. Правда, не совсем понятно, за счет чего будет достигаться это опережение. Ну да это тема отдельного разговора
Юрий Пахомов в своей недавней публикации “На чем основан технооптимизм чиновников?”(www.pcweek.ru/gover/article/detail.php?ID=19309) утверждает, что “в последнее время в СМИ проходит довольно много публикаций и интервью с высокопоставленными представителями госструктур по теме построения цифровой экономики в России”. Позволю себе с этим тезисом не согласиться. Даже в ИКТ-СМИ героями такого рода интервью обычно являются не столько госчиновники, сколько представители разного рода некоммерческих партнерств, отражающих интересы высокотехнологичных бизнесов. А вклад этих высокотехнологичных бизнесов в ВВП страны пока, как уже отмечалось здесь, не только совсем невелик (около 2%), но и, по мнению аналитиков BCG имеет тенденцию к сокращению.
Да, некоторым не нравятся методики BCG. Но ведь и ICT Development Indeх (IDI, Индекс развития информационно-коммуникационных технологий), ежегодно измеряемый Международным союзом электросвязи (International Telecommunication Union, ITU) на основании статистических данных по 190 странам мира, говорит о том, что дела с уровнем IDI в нашей стране обстоят не так хорошо, как хотелось бы. Более того -- падает этот уровень. Если по итогам 2015 г. наша страна в соответствующем списке находилась на 42-м месте, то по итогам 2016 г. она опустилась на 43-место. Причем движение вниз началось давно (как минимум, в 2012 г.). Ниже вы видите фрагмент сайта Минкомсвязи, подтверждающий эту динамику.
Источник: сайт Минкомсвязи
В последнее время Минкомсвязи не упоминает о печальной динамике индекса. Нетрудно догадаться, почему. А вот Министерство связи и информатизации Республики Беларусь (РБ) упоминает. Тоже понятно, почему. Дело в том, что РБ, в отличие от РФ, в списке ICT Development Index не неуклонно опускается, а неуклонно поднимается: если по итогам 2015 г. она занимала в нем 33-е место, то по итогам минувшего года – уже 31-е.
...
...
...
Источник: сайт ITU.
К чему я все это говорю? А вот к чему: не исключено, что одна из основных причин снижения в нашей стране индекса развития ИКТ кроется в том, что реальный бизнес (в лице членов РСПП) до сих пор недооценивает роль цифровизации предприятий.
Поэтому нельзя говорить о том, что digital-публикаций в отечественных СМИ слишком много. Скорее, дело обстоит ровно наоборот – их, увы, слишком мало
Конечно, Юрий Пахомов прав в том, что “ценность имеет не само по себе наличие самых передовых ИТ-компаний, создающих самые продвинутые ИТ-продукты, а успешное внедрение этих продуктов во все поры управления и экономики”. Но ведь против этого тезиса никто и не выступает. Даже госвласти.
Вот завершающие слова Владимира Путина на упомянутом выше заседании: “Подчеркну – задача и бизнеса, и государства – создавать благоприятные условия для формирования качественных, достойно оплачиваемых рабочих мест в современных, высокотехнологичных отраслях в малом, среднем бизнесе, помочь людям получить новую специальность или укрепить профессиональные навыки”. Согласитесь, что это правильные призывы. Другое дело – как они реализуются на практике…
А вот фрагмент выступления Александра Шохина: “…у нас есть развёрнутый перечень предложений и мероприятий. Развёрнутый список включает 149 позиций. Мы, понимая, что не так просто Правительству дочитать до конца этот перечень, ужали его до 25 позиций. Сегодня в рамках съезда мы по этим 25 позициям провели голосование. Оставили дюжину, для того чтобы можно было как минимум рассчитывать на то, что они в первую очередь будут рассмотрены Правительством РФ… Первый большой блок вопросов – это фискальная нагрузка… на первом месте у нас стоит неналоговая нагрузка и неналоговые платежи…”.
Обратите внимание: слов о дигитализации бизнеса в речи Александра Шохина и других лиц, упомянутых в стенограмме Kremlin.ru, увы, нет… И это плохо!
Фото: